На заводе о нем говорили: «Таких по всей области единицы – это клад талантов, а не человек»
В 1986 году возле проходной завода КЭМЗ был установлен монумент «Слава труду» – три фигуры, символизирующие самоотверженный труд, мастерство и изобретательность. Образ этот собирательный, но очень многие калужане знали человека, который олицетворял собой этот символ. Творческий труд объединил в Викторе Петровиче Аманшине трудягу-рабочего, инженера и художника.
Чертёж против натюрморта
В семье Аманшиных было два сына. Виктор – младший, родился в 1915 году. Закончив семь классов, готовился поступать в институт живописи. Учитель рисования Александр Фадеев видел в нем художника, но тот пошел в фабрично-заводское училище. В начале 30-х годов, когда по всей стране открывались ФЗУ, пятнадцатилетний Виктор рассудил: рисование никуда не уйдет, надо приобрести специальность. И друг Борька агитировал: «Давай с нами в ФЗУ, там карточки рабочие выдают». С трудом представляя себе тонкости рабочей специальности, подал сразу два заявления – в училище машзавода (где готовили кузнецов) и КЭМЗ (слесарей). Приняли его в оба, но выбрал профессию слесаря и не пожалел.
Учиться было нелегко. Когда впервые увидел деталь, подумал: чертеж шаблона куда сложнее натюрморта и этюдов. И если теория шла легко, на практических занятиях поначалу отставал даже от девочек. Как-то раз он столкнулся на улице с учителем Фадеевым: «Эх, у тебя же талант, а ты к напильникам подался…» Обиделся на себя Аманшин и стал вникать в дело.
После трех неполных лет учебы в ФЗУ был направлен слесарем в инструментальный цех, с которым связал свою жизнь. Так и началась его рабочая тропа.
Выпустили из училища с четвертым разрядом, через три года – уже седьмой, высший.
Вместе с заводчанами
Спортивный коллектив завода КЭМЗ был когда-то одним из сильнейших в области, здесь впервые в стране проводили производственную гимнастику.
Вместе с заводчанами Виктор Аманшин в 1936 году участвовал в лыжном марафоне Калуга – Минск – Москва – Калуга. Команда кэмзовцев в составе слесаря Виктора Аманшина, модельщика Константина Георгиевского, сборщика Михаила Типикина, слесарей Василия Шера и Сергея Григорьева, токаря Георгия Якубовского, счетного работника Александра Зеленова задачу спортивную соединила с производственной: на всем протяжении пробега они должны были на узлах связи проверить, как работает продукция их завода – телеграфные аппараты Тремля.
Газета «Коммуна» писала:
«12 января 1936 года провожать участников перехода собрались на площади Ленина вся комсомольская организация и многие рабочие завода. Всего у центральных трибун собралось около 2 тыс. человек. Свыше 100 лыжников спортобщества «Локомотив» приехали провожать их за город».
За день лыжники проходили 80–90 километров. В Белоруссии в конце января началась оттепель, и последние два дня они шли под проливным дождем, а на участке Осиповичи – Минск передвигались пешком, так как снега вовсе не было. За 20 дней преодолели 1800 километров. Об одном курьезном случае Аманшин позже вспоминал: «Перед Смоленском мы с Сашей Зеленовым шли в цепочке последними. Хотелось пить, и мы решили забежать на хуторок. Десяти минут не прошло, выходим – нет наших. Смеркалось, лыжни не видать, и их нет. Объезжаем холм, и вдруг из-за поворота зрелище: толпа народа, спортивные стяги, оркестр, аплодисменты. Подъезжаем. Нас спрашивают: «А где остальные?» Оказалось, они зашли в следующий хуторок попить, а мы мимо проскочили. Так пришлось смоленскому оркестру через полчаса еще раз встречный марш играть».
В начале февраля лыжники прибыли в Москву. Прием состоялся в Наркомате связи. Всех членов команды наградили мелкокалиберными винтовками и наручными часами. Завод за организацию перехода премировали самолетом «У-2», заводчане его передали калужскому аэроклубу.
«Слава русскому оружию!»
26 июня 1941 года молодой талантливый рабочий, невзирая на имеющуюся бронь, встал в ряды защитников Родины. Боевое крещение артиллерист-ремонтник принял под Вязьмой. Войну прошел до Берлина на переднем крае. В окопах и блиндажах, под свист пуль и разрывы вражеских снарядов Виктор Петрович ремонтировал боевое оружие, возвращая его в руки бойцов. После присвоения офицерского звания стал командовать оружейно-пулеметным отделением в артиллерийских мастерских.
Вот что писал его сослуживец В. Жабо:
«Однажды на армейском складе я обратил внимание на расторопного сержанта – инициативного и технически грамотного кладовщика, отпускающего снаряды и боеприпасы. Познакомились. Это был товарищ Аманшин. Вскоре он был откомандирован в наши мастерские и оптический цех. В полутора-двухмесячный срок под руководством инженера Поплавского он полностью освоил ремонт всех поступающих на ремонт прицелов, панорам к ним, снайперских винтовок, компасов и других приборов. К тому же у Аманшина обнаружился талант художника-гравера. В свободное время он изготовил и снабдил своих товарищей портсигарами, сделанными из немецких ящиков для пулеметных лент. Крышки этих портсигаров имели гравировку с видами отечественного оружия и памятные надписи. У меня сохранился такой портсигар с надписью «Слава русскому оружию!».
Когда Виктора Петровича наградили орденом Красной Звезды, ему на несколько дней дали отпуск в Калугу, где жила семья, остававшаяся здесь во время оккупации. Дочь Алла вспоминала потом: «Он приехал рано утром, мама еще не уходила на работу. Когда я увидела отца, то стала сравнивать этого военного человека с автопортретом, который висел у нас на стене, – там он был молодой, с трубкой в руках и насмешливым взглядом. Это был отец. Он поднял меня на руки, такой крепкий и родной, какое это было счастье! Потом мы втроем пошли на завод, где по этому случаю люди собрались на собрание, а отец им рассказывал о фронтовых делах. Женщины расспрашивали о своих. Мама была красивая и счастливая».
В 1946 году он прислал семье вызов в Германию, где проходил службу, а в 1953-м вернулся на родной завод.
Слесарь № 1
Аманшин занял свое прежнее место в инструментальном цехе. Соскучившись по мирному труду, весь отдался работе. Как рабочему высшей квалификации ему поручили изготовление штампов. Планировали перевести на штамповку ручное изготовление деталей. Здесь-то и развернулись его недюжинные творческие способности.
Было время, когда пазы селекционной линейки телеграфного аппарата (а их больше десятка) вырубались по отдельности. Аманшин хорошо освоил эту операцию, но именно это размеренное однообразие привело к поиску новых решений. При изготовлении деталь проходила пять производственных операций: вначале ее штамповали, затем сверлили отверстия и, наконец, после термообработки обрабатывали профили зубьев. При этом использовались и профильно-шлифовальные, и фрезерные, и другие станки. А Виктор Петрович предложил штамп, который обеспечивает получение совершенно готовой детали.
Один из штампов Виктора Петровича производил 4,5 миллиона деталей вместо обычных 150–200 тысяч. Благодаря безукоризненному качеству и точности.
Технологи едва успевали рассматривать его рационализаторские предложения. Все, что касалось объединения операций, давало большой экономический эффект.
Так он стал одним из организаторов создания на заводе участка автоматической штамповки, который давал заводу десятки тысяч рублей экономии. Ряд станков-автоматов полностью сконструированы и разработаны его золотыми руками.
Но, по его собственному признанию, самым сложным было «сломить сопротивление маловеров, ведь привычное отступает не сразу: находились те, кто не хотел расставаться с явно устаревшими методами производства».
Аманшину на заводе поручали самую сложную работу. Ежемесячно он выполнял норму не менее чем на 300 процентов, а качество работы было неизменно отличное.
Как изобретатель он творчески трудился над упрощением технологического процесса, повышением производительности труда на заводе. Главной чертой его характера была настойчивость в достижении цели.
За 1956 год Виктор Аманшин выполнил три годовые нормы, стал обладателем личного клейма с цифрами: «1-5» – слесарь номер один из пятого цеха.
На базе инструментального цеха создали группу для выпуска высокопроизводительной оснастки. Этого требует современное производство, и создаются условия для ритмичной работы прессового оборудования. За автоматикой будущее, был уверен рационализатор.
Алла Грошева, инженер отдела главного технолога, дочь Аманшина, которая по долгу службы курировала автоматы отца, говорила:
«Товарищ начальник» – шутливо обращается он ко мне. А он для меня все равно профессор».
Вторая жизнь
Искусство было второй жизнью Виктора Петровича. Занятия живописью, которые он не бросал даже во время войны, пригодились в работе слесаря-инструментальщика не меньше, чем умение владеть молотком. Любознательность, пытливость и настойчивость художника стали главными помощниками в поиске новых решений.
Интересно, что во всех его композициях кроме людей есть кони, причем их изображение поразительно верно, в любом движении, в любом ракурсе – и на картинах, и в карандашных набросках, эскизах. Любовью к лошадям «заразил» его дядя, заядлый охотник и лошадник со Смоленщины.
Писать маслом Аманшина научил старейший художник Калуги Тимофей Калашников, его учитель по ФЗУ. Однажды тот рассказал Виктору, как не удавалась Сурикову, работавшему над «Боярыней Морозовой», «сдвинуть» сани. Сколько вариантов тот перепробовал, пока не догадался сани наклонить. Эту находку использовал Аманшин в своей картине «Праздник русской зимы» – и лошади побежали, и полетели комья снега из-под копыт… Его картина экспонировалась на Всесоюзной выставке работ самодеятельных художников.
Два дарования – слесаря-виртуоза и художника – слились и в миниатюрной металлической скульптуре. «Ленин на охоте», «Птица-тройка», «Бой русского воина с тевтонцем» – здесь не было равных самодеятельному художнику. Шутка ли, создать, к примеру, конную скульптурную группу размером меньше спичечного коробка, да так, что отчетливо видны чешуйки кольчуги, конная упряжь. За это мастерство его назвали калужским Левшой.
В год 50-летия СССР по моделям Аманшина кэмзовцы выпускали юбилейные значки, а созданный им настольный барельеф К. Э. Циолковского был утвержден в качестве калужского сувенира.
Преуспел Виктор Петрович и в работе с печатным словом. Начал со стенгазеты «Инструментальщик», потом стал членом заводской многотиражки «Вперед», на фронте выпускал боевые листки, едкие карикатуры в сатирических листках «На карандаш» метко разили бракоделов, лодырей, рутинеров. Печатался в областной «Знаменке», поднимал серьезные производственные темы как депутат областного Совета народных депутатов.
Однажды, отвечая на вопрос журналиста, какой день в рабочей биографии ему особенно дорог, он вспоминал момент, когда под аплодисменты товарищей ему вручили Звезду Героя Социалистического Труда. А главным качеством рабочего человека считал ответственность за порученное дело.
Ольга Коновалова
По материалам личного фонда В. П. Аманшина из Госархива документов новейшей истории Калужской области