Калужские спортсмены, побывавшие добровольцами в Донбассе, снова отправляются туда
Недавно в интервью нашей газете начальник управления физической культуры, спорта и молодёжной политики Игорь Матвеенко, рассказывая о том, как восстанавливается мирная жизнь на освобождённых территориях, поделился, что его коллеги – руководитель дирекции спортивных сооружений Андрей Лукашев и директор детско-юношеского центра «Исток» Андрей Кулёмин – отправились в Донбасс. В минувшие выходные мужчины, которые только вернулись из Мариуполя, поехали на вторую смену с гуманитарной миссией в город Первомайск Луганской Народной Республики. Перед поездкой ребята рассказали нам, почему для них важно быть там, на передовой.
– Почему вы решили отправиться в Донбасс?
– Решение пришло в первые дни спецоперации. Не отпускала мысль: как можно помочь людям, которые находятся на передовой, на линии огня. Через соцсети узнали, что «Волонтёрская Рота» набирает добровольцев, которые отправятся в Мариуполь. Так попали в первую поездку. Теперь готовимся ехать снова, но уже в Первомайск. Помощь нужна на территории всего Донбасса. Помогают люди со всей страны. В Мариуполе, например, были ребята с Ямала, Сахалина, из Уфы, Якутии, Москвы, Ростова, Казани и, конечно же, из Калуги. Люди разного возраста и разных профессий. И объединяло нас всех одно – любовь к Родине и желание помочь ближнему.
– Чем занимались в рамках гуманитарной миссии?
– Работа была очень разная: разгружали муку в хлебопекарне, фасовали гуманитарку на складе (раньше там был магазин «Метро»), разгружали КамАЗы МЧС, развозили гуманитарку многодетным семьям, разгребали завалы в детских садах и музеях, искали пропавших без вести женщин, детей. Три раза приходилось эвакуировать людей из-под артобстрела.
– Чего сегодня, на ваш взгляд, не хватает в Мариуполе Что необходимо сделать и решить в первую очередь?
– Добровольческие силы сделали многое. Но в Мариуполе недостаточно оперативно-разыскных мероприятий по выявлению нацистов и их пособников, которые переодеваются в гражданскую форму, – днём они получают гуманитарку, а ночью партизанят и передают данные ВСУ. Таких людей мало, но они есть. А нужно сделать так, чтобы предателей среди жителей не было. Если говорить об инфраструктуре, работа ведется большая. В Мариуполе начали централизованную подачу воды в дома и частично наладили электроснабжение.
– Вы общались с местными жителями. Какие настроения царят, чем живут люди, верят ли в наступление спокойной и мирной жизни?
– С местными жителями мы общались много и часто, разбирая завалы и разыскивая пропавших без вести. Мариупольцы доброжелательны к российским добровольцам. Когда мы говорили, что из России, у людей появлялась надежда в глазах. Они понимали, что не одни в этом разрушенном городе, где еще слышны выстрелы и р азрывы мин. Они рады, что Россия пришла навсегда и больше их не бросит.
В основном жители рассказывали о зверствах и горе, причиненных жителям нацбатальоном «Азов». Нацисты ставили женщин и детей у окон, а сами вели бой. Отбирали теплые вещи и еду. Больше всего запомнился рассказ уцелевшей девушки. «В феврале этого года мы сидели в подвалах, нас было 45–50 женщин. Спускаются к нам нацисты, на улице мороз минус 10. И спрашивают: «Девочки, вам холодно» Мы им в ответ: «Да, конечно!», а те говорят: «Ну ладно, сейчас согреем!» Эти нелюди закрыли двери и закидали подвал коктейлями Молотова. Почти все погибли! Я чудом смогла выбраться».
И таких историй сотни, тысячи. Чтобы они не повторились, спецоперация будет доведена до конца. А мы еще не раз поедем туда, где нужна наша помощь.
Беседовала Виктория Кромская. Фото из архива Андрея Кулёмина