Спустя почти 80 лет поисковики выяснили тайну пропавшего экипажа Ил-4
– В ночь с 12 на 13 июня 1943 года двухмоторный бомбардировщик Ил-4 в составе двенадцати машин вылетел на уничтожение эшелонов на железнодорожной станции Брянск-2. В 23:01 экипаж сообщил по радио: «Прошёл Октябрьскую железную дорогу», после этого связь с самолётом пропала. По сообщениям других летчиков, борт № 10915 подбили вражеские зенитки. С задания экипаж не вернулся. Через месяц родственникам сообщили, что лётный состав пропал без вести. 76 лет их судьба оставалась тайной, которую сумели раскрыть брянские, орловские, серпуховские и калужские волонтеры,
– рассказал участник раскопок, председатель Калужского областного объединения поисковых отрядов «Память» Сергей Новиков.
«Эхо войны» – на скупке
В нынешнее время такое занятие, как сбор металла, для определенной категории граждан стал главным источником выживания. Группа «копателей», обшаривая брянские леса в поисках металлолома, в промоине у посёлка Газёновка обнаружила торчащие из земли ржавые куски деталей. С трудом вытащив пару из них, сборщики заявились в пункт приема металла города Карачева.
К счастью поисковиков, на приемке была кладовщица, а в свободное время – участник брянского поискового отряда «Пересвет» Светлана Зельченко. Увидев ржавые фрагменты, Светлана смекнула, что они явно военной поры. На одном из узлов удалось прочитать выбитый заводской номер изделия – 10915.
– О находке она сообщила руководителю отряда. Затем сделали запрос в подольский военный архив. По номеру определили, что фрагменты принадлежат советскому двухмоторному бомбардировщику Ил-4 42-го Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. бомбардировщик под этим номером июньской ночью не вернулся с боевого задания,
– рассказал Сергей Новиков.
Чуть позже «копатели» указали бойцам отряда место в лесной глуши, где летом 43-го упал тяжелый бомбардировщик.
Герои вернулись домой
Как явствует из донесений советских летчиков 42-го полка, которые в ту ночь бомбили станцию Брянск-2, огнем немецкой зенитки был поврежден один из моторов борта № 10915. Самолет стал уходить, рассчитывая дотянуть на одном двигателе до своего аэродрома. Но пламя быстро охватило фюзеляж бомбардировщика, экипаж не успел выпрыгнуть с парашютами и погиб вместе с самолётом.
В ноябре прошлого года на место падения Ил-4 выехала большая группа поисковиков. За день работы они подняли из земли останки экипажа самолёта, их личные вещи и основные фрагменты боевой машины.
Позже выяснилось, что с боевого задания не вернулись: летчик Алексей Михайлович Метёлкин (родом из Костромской области), штурман младший лейтенант Анатолий Владимирович Павлов (уроженец Алма-Аты Казахской ССР), стрелок-радист старшина Николай Егорович Кобозев (родился в Рязанской области) и стрелок младший сержант Владимир Семенович Надточеев (Могилевская область, Белорусская ССР).
А мама ждала…
Одними из первых откликнулись на запрос поисковиков родственники Владимира Надточеева – именно так пишется фамилия героя из Республики Беларусь. Авиастрелок – уроженец Мстиславского района Могилевской области.
В далёком 1943 году жительница деревни Шумяничи Пелагея Надточеева получила сообщение о том, что её сын, Владимир Семёнович Надточеев, пропал без вести. Пелагея Нестеровна после войны много лет пыталась разыскать сведения о сыне. Её поиски успехом не увенчались.
Оказалось, что в деревне Шумяничи Мстиславского района проживает родной племянник Владимира Надточеева по материнской линии – Олег Минов.
– Бабушку, Надточееву Пелагею Нестеровну, я не помню, – рассказал он. – Но от матери с детства знаю, что её родной брат, а мой дядя, Владимир Семёнович Надточеев, был лётчиком и пропал без вести в годы войны. Бабушка до конца своей жизни хранила его фотографию, сделанную, скорее всего, ещё во время учёбы в лётном училище…
К сожалению, сведений о Владимире Надточееве сохранилось совсем немного. Олег Минов рассказал, что дядя очень хотел стать учителем, но его планам не суждено было сбыться. Он был призван на службу в Красную армию. Потом началась война…
– Передать останки погибших родным было невозможно, так как во время падения самолёт был полностью разрушен. Останки тел экипажа сохранились фрагментарно. Было решено захоронить их в Карачевском районе Брянской области,
– дополнил Сергей Николаевич.
Эпилог
13 августа в карачевском лесу, в шести километрах от поселка Белые Берега, на месте падения бомбардировщика Ил-4 прошла траурная церемония. С воинскими почестями останки похоронили на брянской земле. В честь героев-летчиков открыли памятник.
Среди почетных гостей был Олег Минов, племянник Владимира Надточеева. Он привез из деревни Шумяничи, малой родины своего близкого родственника, горсть земли.
– На митинге были юные ребята, которые трудились здесь вместе со взрослыми, расчищая площадку вокруг памятника. Они внесли посильный вклад в сохранение памяти о погибших летчиках, они – наше продолжение,
– уверен калужский поисковик Сергей Новиков.
Александр Трусов. Фото поискового объединения «Память» и из соцсетей