За последние полгода в Калуге резко выросло число дистанционных преступлений. Как телефонные мошенники облапошивают доверчивых горожан и что делать, чтобы не стать очередной жертвой обмана?
– Здравствуйте, вам звонят из банка. Вам одобрен кредит, – бодро сообщили в трубке.
– Вы ошиблись, я не оставляла заявку!
– Кредит уже оформлен, мы разбираемся, как это без вас и вашего заявления деньги были оформлены. Есть подозрение, что сотрудница банка стала участницей мошеннических действий по краже денег и оформлению левых кредитов. Такие случаи за период пандемии участились, – озабоченно тараторил мужской голос.
– Что мне делать?
– Установите приложение, которое мы вам назовем, через него служба безопасности проверит ваш счет и телефон. А чтобы поймать с поличным нашу сотрудницу, перечислите деньги с вашей карты на указанный счет. Эту сумму банк позднее вам компенсирует, – заверили на том конце.
После разговора с напористым «представителем банка» калужанка лишилась крупной суммы. Следователя она уверяла, что ее буквально зомбировали проходимцы.
Не играйте с огнём!
От четырёх до семи фактов совершения мошенничества в отношении жителей областного центра ежедневно регистрируется правоохранительными органами. Такую статистику на пресс-конференции, прошедшей на минувшей неделе, привёл заместитель начальника полиции УМВД России по городу Калуге Владимир Гренков.
– Кроме того, к нам ежесуточно поступает до 30 сообщений от граждан, которые рассказывают о поступивших им подозрительных звонках от якобы сотрудников банков или правоохранительных органов,
– добавил он.
В арсенале мошенников – методы психологического воздействия: призыв к срочности проведения банковской операции, высказывание угроз потери всех денежных средств, привлечение к уголовной ответственности, предложение помощи в решении жизненных проблем.
Всё это свидетельствует о том, что злоумышленники вновь активизировались. Поэтому в полиции просят калужан быть бдительными и не поддаваться на уловки обманщиков.
Один из распространенных вариантов цифрового жульничества – якобы звонок из банка. Полицейские советуют сразу вешать трубку. Потому что случается, что люди, раскусив мошенника, продолжают с ним диалог и в конце концов сами попадаются на удочку.
– Был случай, когда человек пытался поиграться с мошенником. Он знал, что у него на карте нет денежных средств. Однако сообщил код с обратной стороны карты и пароль безопасности, который приходил на телефон. Далее мошенники проводят на эту карту оформление кредита и выводят деньги на заранее подготовленные счета,
– рассказал Алексей Данилкин, начальник отделения по раскрытию преступлений, связанных с хищением имущества удаленным доступом, ОУР УМВД России по Калуге.
«Мама, я в беде»
Распространёнными способами облапошивания доверчивых горожан остаются звонки под видом служб безопасности финансовых организаций или правоохранительных органов. Например, липовые представители силовиков сообщают потенциальной жертве о том, что с ее счета пытаются снять денежные средства. Чтобы этого не произошло, просят перевести накопленные гражданином деньги на защищенный счет – прямиком в руки вымогателей.
Еще одной популярной схемой обмана остаются сообщения о том, что родственник стал виновником ДТП. Он якобы заключён под стражу, и для его освобождения требуется определенная сумма денег. Правоохранители советуют сначала связаться с родными и не делать никаких финансовых операций.
– Простое действие в данной ситуации – подозрительный звонок прекратить. Исключите общение со злоумышленниками. Чтобы развеять сомнения, если это, например, ДТП с родственниками, созвонитесь с ними. Позвоните, если дело касается подозрительной операции, попытки снятия денежных средств с карты либо кредита в том банке, о котором шла речь,
– рекомендует Владимир Гренков.
Вымогатель хитёр и коварен
Правоохранители привели примеры и самого распространенного на сегодняшний день вида дистанционного обмана. Попадаются на него в первую очередь люди пожилого возраста. В этом уже больше вина детей или родственников, что не доглядели, не заблокировали, не подстраховали.
Но есть категория людей далеко не старых, в здравом уме и здоровом теле, зачастую с высшим образованием, на ответственных постах и должностях. И тоже попадаются на удочку мошенников. И ведь говорят, пишут, показывают, предупреждают, но кажется им, что другие – лохи и лопухи, а их это не коснётся.
Многие легко верят мошенникам, так как в диалоге они называют наши личные данные и манипулируют эмоциями. Часто от них можно услышать историю о «сотруднике банка, который неоднократно интересовался именно вашим счетом, и теперь его подозревают в воровстве». Мошенники имитируют работу кол-центра, демонстрируют свою обеспокоенность и просят вас перевести средства в «безопасную ячейку». Конечно, никакой ячейки нет, и доверчивые граждане отправляют свои накопления на личный счет преступника.
Калужские полицейские предупреждают: чтобы не попасть впросак, нужно быть предельно внимательными и грамотными. Беспечность, наивность, излишняя доверчивость – извечные приманки для того «зверя», который бежит на ловца.
Будьте бдительны с объявлениями о продаже и обмене в сети – мошенники могут продавать несуществующие товары. А также с подписчиками в соцсетях, которые просят денег в долг: страницу вашего друга могут взломать. Ни при каких обстоятельствах и никому не называйте пароль от банковской карты, не озвучивайте секретный код подтверждения того или иного действия, полученный вами в СМС или электронной почтой, а также не называйте CVC/CVV-код на обратной стороне карты.
Если есть подозрение, что вы стали жертвой мошенников, немедленно обратитесь в полицию по телефонам 02 и 102.
Александр Трусов. Фото из соцсетей