В Инновационном культурном центре проходит выставка «Дом-музей», посвященная Году культурного наследия народов России. Ее участницы – Вера Керинская, Наталья Меглицкая, Юля Волкова, Агния Шаньгина, Вера Голубева.
Бывают старые деревенские дома, в которых время как будто остановилось. Их комнаты украшают вышитые скатерти и полотенца, вязаные салфетки. В них особая прелесть рукотворности, ощущение тепла и уюта. И как это наши бабушки находили время не только на работу и тяжелый быт, но и на творчество? Очевидно, оно давало им, как модно сейчас говорить, ресурс – вдохновение и силы.
Связь времен
Традиция не прерывается, и выставка в ИКЦ – одно из подтверждений этому, ведь все ее участницы – современные художницы. На вернисаже выступили артисты студии «Петь просто». Фольклорные произведения в исполнении молодых людей и девушек – не в рубахах и сарафанах, а в обычной современной одежде, – звучали совершенно органично, воссоздавая связь времен.
– Суть этой выставки – теплой, доброй, душевной, в том, что искусство вечно, культура бессмертна, а самое главное – это память, которая и делает человека человеком, – говорит руководитель выставочного экспозиционного центра Анна Сенатова. – Одна из миссий ИКЦ – открытие новых имен, и я горжусь тем, что мы представляем работы молодой художницы Веры Керинской. Она спонтанно притянула в свой круг других замечательных мастериц.
Юля Волкова родом с Севера, ее лоскутные одеяла сшиты вручную. Они согревают, ими можно любоваться, а можно читать, как сказки, находя в соединении кусочков ткани разных персонажей и сюжеты. Дух Севера чувствуется и в уникальных, сшитых вручную платьях Агнии Шаньгиной из Архангельской области – лаконичных, многослойных, украшенных вышивкой и аппликацией.
Московская художница, модельер, собиратель и реставратор русского костюма Вера Голубева переехала в Калужскую область и поселилась под Боровском, где вместе с супругом возрождает уникальный промысел ручной окраски ткани.
Наталья Меглицкая – художник, дизайнер, модельер – восстанавливает другое традиционное калужское ремесло – цветную перевить, дает ему новую жизнь.
– В Тарусе осталось пять мастериц, а я бы очень хотела, чтобы их снова стало 700,
– говорит художница.
Нитки вместо красок
У Веры Керинской первая персональная выставка почти совпала с другим, еще более значимым событием, – рождением дочки. Вера живет и работает в Калуге. В ее вышитых картинах на библейские сюжеты есть что-то от детского рисунка с его выразительной наивностью, и от старинных икон с их обратной перспективой и свободным отношением к пропорциям, и от русского лубка. «Ночи не спала – ковер вышивала» – надпись на картине с изображением рая.
Судя по вышитым датам, мастерица трудилась над ним два года. Все пока хорошо, расцветают цветы в эдемском саду, лев и косуля лежат рядом, но Ева уже тянет руку к запретному плоду в пасти змеи… А вот Мария по пути в Египет сошла с ослика, чтобы отдохнуть и полюбоваться невероятным звездным небом.
Свою технику, собственный способ творческого самовыражения художница нашла не сразу.
– Вера, у вас два высших образования – педагогическое и искусствоведческое. Почему именно в этой последовательности?
– У меня никогда не было трудностей с самоопределением в профессии. Почему-то я знала с самого детства, что я учитель и художник, всегда ощущала любовь к слову и визуальному образу. Сначала поступила на филфак КГПУ, параллельно окончила вечернее отделение художественной школы и на факультете дополнительных педагогических профессий получила ещё одно образование – учитель изо. Потом решила продолжить обучение в Москве, поступила на искусствоведческий факультет Суриковского института.
К пятому курсу я уже работала с тканями, шила лоскутные одеяла и думала, хочу ли идти в науку. Меня интересовало наивное искусство, но в искусствоведческой среде его не жалуют, а потому я так и не решилась пойти в аспирантуру.
Более того, на пятом курсе Суриковки я поступила в бывшее Калининское художественно-промышленное училище, на факультет ткачества. Я уже понимала, что академическое искусство – не моя стезя, но хотела получить профильное образование, ощутить некую профессио-
нальную почву. Когда выставлялась в Музее наивного искусства, мои два диплома вызывали недоумение: «Какой же ты наивный художник?» Так свою нишу я и не нашла.
– С чего началось ваше художественное творчество?
– Для меня дети и искусство всегда рядом. Вела изостудию в Калуге, потом в Москве. Мы начали большой творческий проект, для которого я шила декорации и костюмы к детским театральным постановкам.
А потом мы с детьми решили поучаствовать в конкурсе лоскутного шитья. Все вместе сделали сюжетное лоскутное одеяло по мотивам творчества художницы Марии Примаченко. Я тогда понятия не имела, как шить одеяла, но мне очень нравился текстиль, а дети с их наивными рисунками очень меня вдохновляли. Одеяло мы с ребятами сделали, а потом я не смогла остановиться и продолжала шить лоскутные вещи: сперва одеяла, потом текстильные картины.
– А как вы освоили вышивку?
– Я переехала за город, и путь в институт или училище был долгим. Чтобы не терять времени, я начала вышивать. Сначала только в электричках, а потом везде. И продолжаю до сих пор. Техника глади совершенно несложная, очень свободная и художественная. Посмотрите на бабушкины рушники, скатерти – они же все разные, у каждой мастерицы свой почерк.
Я не акцентирую внимания на ремесленности, на искусности вышивки, в моем случае гладь – это форма работы, это материал, где вместо красок и кистей – нитки с иглой.
– Почему вы выбираете библейские сюжеты?
– Художник говорит в своём творчестве том, что трогает его больше всего. Мои главные темы – Бог, Дом и Материнство, и все они связаны между собой.
Сложно не говорить и не думать о Боге, если он всегда присутствует в твоей жизни и в твоём сердце. Мои работы – это не иконы, это, скорее, разговор, молитва. Святые – это вчерашние люди, мне нравится думать об их человечности и изображать их именно человеческими. Так легче понимать и принимать христианство.
– Как вам удается совмещать творчество и семью, в которой уже двое детей, быт и все наши бесконечные женские заботы?
– Никак не удается (смеется), это невозможно. Я всегда шучу, что у меня кризис балансов. Когда двигается вышивка – посуда не моется, но если моется посуда, вышивка стоит на месте. Не бывает чудес, всегда приходится делать выбор. Пока что все мое внимание – детям. Хотя и профессиональная жизнь продолжается, о чем свидетельствует эта выставка.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора