Requiem – это про жизнь

Requiem – это про жизнь

В Доме музыки начинает работу XVI фестиваль искусств «Калужская осень». По традиции его открывает большая премьера. В этом году Калужский муниципальный камерный оркестр и Калужский муниципальный камерный хор исполнят Requiem Владимира Мартынова. Об этом произведении, о фестивале, а также о творческих планах двух коллективов мы поговорили с их руководителями  – маэстро Александром Левиным и директором Дома музыки Маргаритой Кулаевой.

Путь к свету

Владимир Мартынов – композитор, музыковед, писатель, философ. Широкой публике он известен прежде всего как автор музыки к кинофильмам «Остров», «Холодное лето 53-го», «Михайло Ломоносов». Изучая музыкальную культуру народов Востока, Мартынов побывал с фольклорными экспедициями на Кавказе, в Таджикистане, на Памире. Его интересовали буддизм и восточная философия, восточное и западное христианство. Владимир Мартынов преподавал в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучал традиции древнерусской духовной музыки. Свой Requiem композитор написал в 1995 году.

– Почему именно это произведение выбрали для открытия фестиваля «Калужская осень»?

Маргарита Кулаева: Мы постоянно открываем для себя что-то новое. Его Requiem – очень необычное произведение. Оно эклектично, в нем много отсылок к народной музыке, к классическим барокко и романтизму, к Вивальди, даже Верди слышится в каких-то моментах. Нам как исполнителям очень интересно соединить все эти пласты в единую музыкальную ткань.

Александр Левин: Requiem Мартынова очень сильно отличается от созданных другими композиторами. Во-первых, он написан в мажоре.  В произведении практически нет финала, оно заканчивается на доминанте – это как бы знак вопроса. Мартынов полностью убирает идею заупокойной мессы, прощания с усопшим. Его Requiem – это поиск пути к храму, выход к свету, и это все время слышно: движение вперед и вверх.

Маргарита Кулаева: Музыка очень светлая, не зря некоторые критики пишут, что в своем «Реквиеме» Мартынов предлагает жить. Sanctus написан в жанре народного танца. А самая страшная часть мессы, Diesirae (День гнева), и вовсе может показаться легкомысленной, похожей на детскую считалочку.

– Сколько времени вы работали над произведением?

Александр Левин: Обычно работа над совместной программой хора и оркестра занимает месяц, иногда меньше. Сначала каждый коллектив репетирует отдельно, потом переходим к совместным репетициям. К «Реквиему» мы приступили после отпуска, но до начала концертного сезона, и проделали эту большую работу со свежими силами.

Маргарита Кулаева: Для любой музыки нужно время, чтобы в нее вжиться, выграться, впеться, но этого мало. Нужно ее осознать. Иногда это происходит уже после премьеры. Когда мы повторяем программу через несколько месяцев, то приступаем к репетициям уже совсем в другом состоянии. Такая история у меня будет и с произведениями Гии Канчели: все уложилось, осознание пришло, достаточно лишь чуть-чуть подправить.

– Requiem прозвучит во второй части концерта, открывающего фестиваль. А что услышат зрители в первом отделении?

Александр Левин: Задача первого отделения – не разрушить атмосферу второго, подготовить слушателя к восприятию «Реквиема», в котором сочетаются барокко и неоклассика. Поэтому мы создаем, образно говоря, арку от музыки Средневековья к музыке нашего времени. Будет концерт «Лето» из «Времена года» Антонио Вивальди, будут произведения английского композитора ХХ века Густава Холста, Альфреда Шнитке и Гии Канчели.

На любой музыкальный вкус

– Какие еще открытия ждут зрителей на фестивале «Калужская осень»?

Маргарита Кулаева: «Калужская осень» – это наша визитная карточка, и планировать ее мы начинаем минимум за полгода. Подбираем концерт к концерту, как будто собираем пазл, стремимся к тому, чтобы были представлены разные направления. Фестиваль традиционно многожанровый, каждый любитель музыки найдет для себя что-то интересное. Калужан ждут девять концертов. Качество всех программ высочайшее, поэтому не бойтесь идти на тех исполнителей, которых еще не слышали.

У вас есть возможность услышать на нашей сцене редкое сочетание органа и арфы, насладиться фортепианной музыкой в исполнении Юрия Мартынова. Замечательную камерную программу, посвященную грядущему юбилею С. Рахманинова, представят в галерее Дома музыки наши солисты Елена Шумаева, Виктория Тантлевская и Михаил Грибков. Михаил – выпускник нашей артистки Марии Горячевой, окончил консерваторию, несколько лет поработал в архангельском оркестре и вернулся в Калугу.

Продолжается наша дружба с Музеем изобразительных искусств. На традиционном концерте в музее прозвучат песни Булата Окуджавы. У Муниципального камерного оркестра – премьерная программа с заслуженным артистом Армении Араратом Даллакяном (дудук). Для тех, кто любит «зажечь», впервые на нашей сцене выступят Денис Мажуков и Даниил Крамер с уникальной программой Jazz’n’Roll.

Приедет на фестиваль этногруппа «Ойме», которую калужане уже слышали на «Ночи музеев». Это настоящая, роскошная этника, без штампов и стереотипов – девушки прекрасно поют, шоу у них потрясающее. Оркестр волынщиков City Pipes в представлении не нуждается. В его концерте впервые примет участие ансамбль ирландского танца Celtic Wind.

Из «Калужской осени» – в московскую

– С чем пришли хор и оркестр к новому сезону?

Александр Левин: Как всегда, с большим творческим багажом. В прошлом году у оркестра и хора появились новые интересные программы, они продолжатся. Оркестр прирос музыкантами, молодыми и ищущими, расширились репертуарные возможности. Намечается тенденция выступления собственных солистов с коллективом.

Маргарита Кулаева: По приглашению Московского союза композиторов хор в ноябре поедет на фестиваль современной музыки «Московская осень». Фестивалю больше 40 лет, это ежегодный вернисаж премьер новых произведений российских композиторов. Мы получили из Москвы ноты сочинений, отобранных для нас организаторами. Теперь хору предстоит большая работа: подготовить специально для фестиваля большую концертную программу.

– Сколько совместных программ уже было у оркестра и хора?

Александр Левин: Хор и оркестр сотрудничают с момента открытия Дома музыки, поэтому совместных программ было очень много. Среди них – сочинения кантатно-ораториального жанра: Stabat mater Дж. Перголези, Gloria А. Вивальди, Requiem Г. Форе, месса g-dur Ф. Шуберта,  Stabat mater и Requiem К. Дженкинса, танго-месса М. Палмери, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона. Это далеко не полный перечень.  Можно сказать, что мы – два коллектива с возможностями капеллы. Одно из значений этого слова – смешанный ансамбль из хора и инструменталистов. Это большая редкость. Если не считать Москвы, ближайшая капелла есть в Могилеве.

Маргарита Кулаева: То, что под одной крышей два профессиональных коллектива с точками соприкосновения в плане творчества, это наше преимущество, наша сильная сторона.

– Услышим ли мы в этом сезоне программу «Let It Be. The Beatles», которая имела огромный успех у калужской публики?

Маргарита Кулаева: Возможно. Как раз на днях я об этом думала. Есть идеи, как расширить программу, что добавить. Все в наших руках.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото из архива

Дома музыки