Циолковский и Кутузов расскажут о важном

Циолковский и Кутузов расскажут о важном

С нового учебного года каждый понедельник во всех школах страны начинается с занятия «Разговоры о важном».

– События, люди, их деяния и идеи – всё это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать о государственных праздниках или семейных ценностях. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное: об истории, традициях и культурном наследии нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое, – так обозначил суть этих занятий министр просвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС.

В течение года запланировано 34 занятия по 30 минут. Это не уроки в их традиционном понимании – информация и форма проведения занятий адаптированы к возрасту детей, нет домашних заданий и повторения пройденного, а школьники максимально вовлечены в обсуждение.

Родительская общественность начала обсуждать нововведения задолго до начала учебного года. Так, движение «Мягкая сила» и «Альянс учителей» в открытом письме призвали родителей и педагогов бойкотировать «Разговоры о важном», заявив: в рекомендациях для их проведения содержатся формулировки, которые являются «пропагандистскими и не имеют отношения к воспитанию патриотизма». Оставим за рамками темы вопрос о том, много ли реальных учителей в этом «Альянсе…» и против кого и зачем они объединились. Лучше обратимся непосредственно к методическим материалам.

К примеру, урок «Наша страна – Россия» от 12 сентября.

Для учеников 1-2-го класса тематика этого урока – «Где мы живем?», а его цель – «создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – неотъемлемая часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству».

Школьники 5-7-го класса подискутируют о том, «что мы Родиной зовем». Цель разговора – «пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну».

Выпускники в этот день поговорили на тему «Мы сами создаем свою Родину». «Формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и о важности его сохранения, формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну» – так определяются цели этого занятия.

Далее по календарному планированию – урок о личности ученого Циолковского в связи с 165-летием со дня его рождения, а в преддверии Дня пожилого человека – 1 октября детям расскажут о заботе о старшем поколении.

Словом, важное – это о людях, которые любят свою страну, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на его благо. Праздники страны, имена России, ее символы и география – все, чем мы можем гордиться.

Что же плохого в таком понимании «важного» и где во всем этом политика? Но к разговору о патриотизме, семейных ценностях и прочем важном, как оказалось, готовы не все: боясь, что «Разговоры…» неизменно скатятся в идеологию, родительские форумы и соцсети пестрят вопросами, можно ли пропускать эти новые занятия и что за это будет. Мол, вся эта забота о природе, любви к родине, дружбе – ширма для совершенно других тем, которыми хотят заполнить детские головы.

Так до конца и неясно, что именно вызывает отторжение: сама идея гордости за страну не нравится; нежелание, чтобы с детьми говорили о том, чему они сопереживают и чем интересуются; либо давняя родительская привычка, что миссия школы – давать детям знания, а как воспитывать, мы сами разберемся?

Лично я могу только приветствовать такое возвращение идеологии в школу в новом формате, когда ребенок узнает из рассказа учителя, как стать частью истории своей страны и двигать ее вперед.

Гораздо хуже, если на просьбу учителя продолжить фразы: «В России я люблю …», «Я хочу быть полезным своей стране в …», «В России я уважаю …» или ответить на вопрос: «Что я хочу сделать для своей Родины?» – ребенку просто нечего будет сказать – и из-за отсутствия знаний, и от неумения выразить свою позицию, и от невежества родителей.