С роботом на ты

Сорок лет Елена Нестерова управляется с роботизированным оборудованием. Почему ежедневное тестирование фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ она сравнивает с обязательной чисткой зубов и какие навыки в профессии считает главными.

– Воздушных замков в детстве точно не строила, собственно, и мечтать-то было некогда: у нас многодетная семья, 12 детей, я пятая по счету. Успевала и за малышами присмотреть, и маме по хозяйству помогать. К любому делу подходила ответственно, запомнив слова отца, известного в Тульской области шахтера: «Либо делай работу на совесть, либо вообще не делай», – говорит наша героиня.

Елена плюс Елена

Ее рабочий день начинается в 7:30, а потому вся надежда на автобус, который привозит Елену Нестерову из микрорайона Северный в самый центр. По ее словам, пока автобус ходит без опозданий. Недалеко от остановки находится производственный корпус АО «КНИИТМУ», где фрезеровщица пятого, высшего разряда начинает день с привычной манипуляции: через проходную заходит на производственный участок, переодевается, затем жмет на яркой панели кнопку пуска обрабатывающего фрезерного центра, проводя его тестирование.

– Это очень важная часть процесса, – объясняет Елена Нестерова, – чем-то напоминает ежедневный уход за зубами: не почистишь – кариес заработаешь. А тут немецкий роботизированный центр, причем очень дорогой. Если в результате тестирования на экране определяется ошибка, нужно систему перезагрузить или вызвать настройщика. Словом, без тестирования программу не запускаю. А иначе машину загубишь. Потом весь день насмарку, можно элементарно сорвать заказ по обработке деталей.

Елена работает на участке в паре с выпускницей калужского филиала Бауманского университета Еленой Стадниковой. Та – программист по образованию, занимается созданием программ по конкретной номенклатуре деталей. Посещает профильные выставки, семинары, рассказывает о новинках роботизированного оборудования.

– В общих чертах – как работает типичный станок с ЧПУ? Внутри закрытой камеры помещается заготовка, которую обрабатывает инструмент. Ее позиционирование задается специальной программой. Человек при этом не участвует в процессе, все делает автоматика. Изготовление изделия происходит по заранее написанному алгоритму, который внесен в программный код компьютера станка с ЧПУ, на жестком диске, магнитной ленте, а раньше, когда я только начинала осваивать роботизированное оборудование, на перфокартах, – объясняет наша героиня.

«Работы никогда не боялась!»

Елена Нестерова обслуживает сразу два станка с ЧПУ, следя за непрерывностью цикла производства. Это требует большой внимательности и навыков, умения грамотно рассчитать время обработки деталей.

– Токарь, фрезеровщик – женское дело?

– А почему нет? Я с мужчиной по этой части легко могу конкурировать, у меня много преимуществ: на перекуры не хожу, исполнительна, схватываю все на лету. У нас на участке трое станочников с ЧПУ – двое мужчин и я. Так у них по одному станку, а я управляюсь с двумя – значит, и производительность в два раза выше, чем у них.

– А какой микроклимат в вашем коллективе?

– Атмосфера доброжелательная, я по натуре общительный человек, если надо, помогу с настройками, с другими нюансами, словом, мы друг друга поддерживаем.

По мнению Елены Васильевны, ее ценят и уважают начальство и коллеги-мужчины. С годами КНИИТМУ стал вторым домом, а коллеги – семьей. Мужчины обязательно 8 Марта подарят цветы и скажут много добрых слов, которые заряжают позитивом.

– Какие качества определяют квалифицированного фрезеровщика?

– Физическое здоровье, трудолюбие, смекалка, подход к работе – нужно думать о конечном результате. В ходе выполнения задания возникает много мелочей, нужно самой решать, как поступить в том или ином случае. Плохое решение – брак детали, нарушены сроки. Это должно быть в голове у каждого рабочего, – считает Елена.

Мечтать не вредно

Думала ли она в детстве, что станет высококлассным специалистом-фрезеровщиком? Вряд ли. Просто мечтать было некогда. Как говорится, большая семья – большие заботы.

– Детство и отрочество прошло в Суворовском районе Тульской области. Мама – страховой агент, папа – шахтер, 12 детей, я пятая. Забот было выше крыши – за младшими присмотреть, помочь маме по подсобному хозяйству, а оно у нас было большим: корова, поросенок, овцы, куры, гуси. А иначе как родителям такую ребячью ораву прокормить? – вспоминает Елена.

После школы ей посоветовали поехать в Калугу. Там в 1982 году осваивал новое оборудование легендарный моторостроительный завод. При нем было профессионально-техническое училище № 27, где только-только начали готовить операторов станков с ЧПУ.

– Было это 40 лет назад. Приехала в Калугу, подала документы в училище. Поступила, дали место в общежитии. За год освоила специальность оператора фрезерного станка с ЧПУ, после окончания училища направили в пятый, корпусной цех завода КОМЗ. Тогда роботизированное оборудование работало на перфокартах, было интересно, отработала 18 лет. В лихие 90-е заказы резко упали, начались задержки с выплатой зарплаты. Терпела, думала, это все временные трудности. Однако ситуация не менялась, и в 2000 году решила сменить место работы. Знакомая сообщила, что на КНИИТМУ освобождается место фрезеровщика, – пошла в отдел кадров. Узнав, что я специалист-станочник с ЧПУ, взяли сразу, определили на опытный участок.

Постскриптум

По мнению специалистов, человека нельзя заменить роботом, поскольку он не умеет думать в зависимости от ситуации и принимать решения. Зато робот может выполнить все «хотелки» оператора с высокой точностью и в кратчайшие сроки.

– Детали, которые раньше мог изготовить только опытный токарь, слесарь или фрезеровщик самой высокой квалификации, теперь может выполнить робот. При этом точность и размеры будут соответствовать заданным программой параметрам, а скорость обработки и производительность превосходят человека, — утверждает Елена.

С такой точкой зрения солидарна начальник производства КНИИТМУ Марина Свиридова. По ее словам, робототехника широко используется в промышленном производстве. Однако без квалифицированного специалиста никак не обойтись.

– Елена – главный профессионал в институте в области фрезерной обработки. Она человек инициативный: если технолог допустил ошибку в расчетах, то придет и укажет на ее, у нее колоссальный опыт в этом деле. Причем сделает это спокойно, с улыбкой, на позитиве. Словом, она душа нашего коллектива, — говорит начальник производства.

Александр ТРУСОВ, фото Антона Забродского