Почему современные дети не любят читать
Помню, одной из тем выпускного школьного сочинения в нашем классе 25 лет назад была, какая книга для нас является настольной и какой автор самым любимым. Почти 30 учеников 11-го класса раскрыли тему этого сочинения. Мы обсуждали, спорили, делились мыслями о любимых произведениях.
Тогда казалось невозможным представить, что спустя четверть века наших детей будет практически невозможно усадить за книгу. И для многих чтение превратится в «трудовую повинность».
На недавнем родительском собрании у младшего сына классная руководительница увещевала родителей, что ребятам нужно обязательно читать, хотя бы по страничке в день, потому что это и на грамотность влияет, и кругозор расширяет. С тем, что это необходимо, соглашались все, а вот тем, что дети читают именно художественную литературу в переплете, похвастать могли немногие.
При этом нельзя сказать, что современные школьники совершенно далеки от чтения. Нет, они превосходно ориентируются в статьях «Яндекс-дзена» или «Википедии». Более того, сегодня даже художественную литературу, те самые книги из «списка на лето», они находят в кратком изложении в интернете.
Почему же современные дети не читают и можно ли вернуть любовь к художественной литературе, мы попросили рассказать заслуженного учителя России Виктора Кишеева:
– Размышляю на эту тему часто. И мне кажется, что сначала необходимо ответить на вопрос: «Что есть чтение?» – и затем: «Зачем читать?» На своем длительном учительском пути приходилось слушать и слышать множество толковых ответов.
Для родителей, скажем, ориентир на чтение связывается с основой успешного учения детей, получения качественного образования и престижной профессии. Книга нужна ученику не вместо родителя, а вместе с ним.
Для учителей, и это очевидно, чтение связывается с необходимостью обеспечить выполнение программных требований, стремлением воспитать высоконравственную личность, добиться духовной связи с подрастающим поколением.
А вот для учеников чтение связано с выполнением домашних заданий. И только потом чтение – это заполнение досугового времени, желание больше узнать о любимых артистах и спортсменах, увлечениях.
– И все же, несмотря на доступность и полноту информации, читать дети любят все меньше. Почему?
– На мой взгляд, причина – в затруднении понимания читаемого текста. Ребенок не понимает, и ему неинтересно. Именно в этом кроется причина того, почему не все ученики любят читать. Поэтому ребенку нужно объяснять, обсуждать с ним прочитанное, анализировать. И это задача не только педагогов, но и родителей. Мне посчастливилось наблюдать такие уроки, особенно внеклассные занятия, сердцевиной которых для проникновения в подтекст изучаемого произведения становилось участие учеников в открытии человеческих судеб. Обсуждая, ребята выясняли отношения, чувства, свои предпочтения. Сейчас у родителей меньше времени, а учителям одним справиться сложно. Раньше ведь читали семьями, устраивали литературные вечера.
А в школах разбор художественных произведений возводили в ранг искусства!
– Поделитесь примером?
– С удовольствием. Например, Елена Сорокина в школе №36 создавала на уроках и внеклассных занятиях такие условия, которые давали возможность судить о прочитанной книге не только с учетом своего осмысленного чтения. У Евгении Ивановны свою точку зрения обогащали обращением к критическим статьям. Понимая, что ученик сам не всегда научится оценивать содержание учебника, книги, литературного журнала, учитель-мастер помогала ему открывать подтекст, вдумываться в его сущность.
Михаил Георгиевич Мишин в качестве домашних заданий предлагал сформулировать вопросы к учителю и одноклассникам, подготовить план своего ответа, написать аннотацию или рецензию на прочитанную книгу или статью.
И это касалось не только литературы. Например, учитель биологии Петр Степанов вместе с юннатами вырастил три сада в школах №2 и 7. Петр Прокопьевич, без преувеличения, и сейчас украшает родной город: его саженцы стали большими деревьями. Изготовленные им и его учениками пособия демонстрировались не только в Калуге и Москве, но и за рубежом: в Мексике, Франции, США, на Кубе. Причина такого успеха заключалась в том, что труд подпитывался чтением. Журнал «Юный натуралист» был настольным для учителя и его соратников. Публикации в нем помогали юннатам входить в мир природы, постигать красоту и величие родной земли, знакомиться с многообразием животного и растительного мира, не просто дополнять информацию к учебному материалу, но и создавать интеллектуально-эмоциональный фон процесса воспитания.
Талантливые педагоги Ася Иванцова (учитель математики) и Тамара Кучерова (учитель химии) и одухотворенные классные руководители – ветераны школы №11 еженедельно превращали классные часы в «Часы книги». Их талант и одухотворенность создавали у учеников культ Родины, знания и личной причастности к тому, что у народов России содержится в понятиях «вера», «надежда», «любовь».
– Возможно ли это возродить?
– Возможно, опираясь на реалии времени, на то, что книга стала цифровой. И мы идем к этому большими шагами. В школу вернулось воспитание, разговоры о важном. Для учителя открывается необозримый горизонт. И я уверен, что наши дети готовы к тому, чтобы раскрыть сердце чтению.
Беседовала Ольга Смыкова