В соавторстве с огнём

В выставочном зале Дома художника 29 сентября открылась VI Калужская биеннале эмали

Выставка, на которой представляют свои работы художники-эмальеры, проходит в нашем городе раз в два года. Пятая биеннале была виртуальной. В этот раз калужане могут «вживую» увидеть 70 работ девяти авторов из Калуги и Москвы, а также из Беларуси и Германии.

Эмальерному искусству больше трех тысяч лет. Зародилось оно в Древнем Египте. Яркие, прочные, не выцветающие со временем краски подобны драгоценным камням. Леонардо да Винчи, который тоже «баловался» эмалью, называл ее вечной техникой.

В основе произведений – пластины из цветных и драгоценных металлов, по которым мастер работает специальными красками. Это долгий и кропотливый процесс. Завершает его обжиг в муфельной печи. При температуре 850 градусов за одну-две минуты металл и эмаль соединяются в единое целое, а каким оно будет, можно угадать не всегда.

В России традиционно сильная эмальерная школа в Ярославле и Ростове. Одним из центров этого мастерства становится и Калуга.

– Наше искусство признано художниками разных стран мира, – рассказывает Михаил Мантулин. – В прошлом году, будучи участником III Международной биеннале в Ташкенте, я имел честь сделать доклад на конференции, где показал фильм о V Калужской биеннале. Это вызвало большой интерес и восторг, многие участники были удивлены, что у нас существует это направление. Надо было приехать в Ташкент, чтобы узнать про Калугу!

В Доме художника можно увидеть работы Валентины Волковой, Гертруд Ритман-Фишер, Михаила Мантулина, Людмилы Зайчиковой, Алисы Степановой и других авторов.

– Техника горячей эмали необычайно богата, у нее огромный потенциал, – считает искусствовед Владимир Обухов. – Множество работ, представленных здесь, относятся не к декоративно-прикладному искусству, а к хорошей станковой живописи. Эмаль может использоваться и в монументальном искусстве: известный художник Иван Бондаренко создал в этой технике иконы для фасадов нескольких подмосковных храмов. Это искусство долговечное, неподвластное времени, которое невозможно уничтожить. Но самое главное – работы очень живые, теплые.

На калужской выставке также представлен пример использования эмальерной техники в монументальном искусстве – проект интерьера вестибюля государственного архива министерства экономики, выполненный Михаилом Мантулиным.

У каждого мастера – свой, неповторимый почерк, любимые темы и сюжеты. Людмилу Зайчикову вдохновляет старая Калуга: серия произведений, посвященных достопримечательностям нашего города, хорошо знакома поклонникам ее творчества. Есть у нее и «сказочная серия».

– Когда дочь была маленькой, мы читали сказки и вместе рисовали. Что-то она подсматривала у меня, что-то – я у нее, – вспоминает Людмила Владимировна. – Сейчас Алиса – профессиональный художник, и вы можете увидеть здесь ее работы. Эмаль  не единственная техника, которая ей интересна.

Одна из новых работ, которую художница завершила буквально неделю назад, –

«Веселая Венеция». Это абстрактное произведение, выполненное в технике эмали с элементами коллажа. Оно передает ощущение завораживающего калейдоскопа света, игры бликов и отражений, яркого южного неба и воды.

– Мне всегда нравилось выходить в объем, и я чеканила металл, старалась положить эмаль так, чтобы она создавала фактуру. Потом стала использовать коллаж.

Людмила Зайчикова поделилась воспоминаниями о том, как в 90-е годы российские художники выезжали в Венгрию, в город Кечкемет, на симпозиумы, где осваивали тонкости работы с эмалью. Сложилась традиция: каждый участник обязательно увозил с собой сувенир – собственноручно сделанную «яичницу» из эмали на сковороде местного производства. Этот артефакт тоже можно увидеть в Доме художника.

 

Ольга ДЫМОВА

Фото Антона Забродского