Спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова поставила режиссер из Москвы Мария Федосова
Перечитывая пьесу, невозможно не удивиться, насколько актуальна она сегодня. Тревожные новости, самопожертвование одних и подлость других, даже ставшая привычной за три года мысль о том, что «мир не будет прежним».
В жизнь влюбленных врывается война
Инженер Борис (его роль исполняет Вячеслав Соколов), имевший право на бронь, отправляется на фронт добровольцем и пропадает без вести. Его двоюродный брат, пианист Марк (Дмитрий Казанцев), напротив, добивается брони нечестным путем. Невеста Бориса Вероника (Евгения Сергеева, в другом составе – Елизавета Лапина) выходит замуж за Марка, но казнит себя за это, «едва живет».
На сцене – огромный скульптурный портрет в строительных лесах: главная героиня – скульптор. Справа рояль, за ним – огромное окно. Режиссер играет со временем и пространством, артисты словно перемещаются из одной реальности в другую. В темной комнатке с печкой-буржуйкой Бороздины оказались в эвакуации. В воспоминаниях навсегда остался московский летний день 1941-го, проводы на фронт: во время «флешбэков» яркий свет заливает все пространство сцены, а остающиеся «за кадром» персонажи словно встают на паузу.
Если «забыть» сюжет пьесы, этот прием поддерживает интригу: из-за чего погрузилась в депрессию жизнерадостная и энергичная Белка-Вероника, почему она не пришла провожать Бориса, за что презирает Марка?
Лишь два момента как будто сходятся в одном пространстве. Варвара Капитоновна (Надежда Бурнашова) провожает уходящих на фронт москвичей, Анна Михайловна (Лариса Фанаскова) встречает вернувшегося с фронта сына.
Как в замедленной съемке
В какой-то момент возникает еще одно пространство – квартира Антонины Монастырской с ярко-розовыми портьерами. Актриса Анастасия Семесенко играет утонченную лицемерку,
прагматичную до цинизма. Она сочувствует влюбленному в нее Марку, но замуж – ничего личного – пойдет за влиятельного Чернова. У Монастырской собираются те, кому война – «мать родна». Царица бала – нечистая на руку хлеборезка Нюра, а случайно попавшие в эту компанию порядочные люди лишь нарываются на оскорбления.
Действие пьесы наполнено трагическими событиями, но эмоциональный фон спектакля ровный, приглушенный. Здесь нет и, конечно, не должно быть пронзительных сцен, которые есть в фильме, – с висящим в пустоте абажуром и часами, тикающими на разрушенной стене в квартире Вероники, с ее бегством из госпиталя – в туфлях по снегу. Проводы Бориса, когда семья собирается за столом и негромко поет «В далекий край товарищ улетает», напоминают обычные посиделки на кухне. За внешним спокойствием надо постараться уловить ужас, предчувствие того, что с сыном, братом, внуком Бороздины прощаются навсегда.
Даже сцена у Монастырской, куда Вероника приходит за своим талисманом, происходит без скандала и пощечин: артисты двигаются безмолвно, как в замедленной съемке, лишь громче звучит из патефона Шаляпин. «Ничего не будет по-старому», – произносит Монастырская в финале сцены, эффектно падают розовые портьеры, зрители аплодируют.
Чёрно-белое кино на заднике сцены
Роль доктора Бороздина исполнил заслуженный артист Калужской области Валерий Смородин. Его герой наделен редкими качествами – способностью сострадать и великодушием. Корит себя Вероника, не может простить ее Ирина (Елена Короткова, в другом составе – Тать
яна Овсяникова), только Федор Иванович не осуждает девушку и по-прежнему любит как родную дочь. В спектакле есть забавная и трогательная сцена: доктор капризничает, что приходится опять есть перловку, но как только узнает, что она приготовлена Вероникой, быстро, как в школьной столовой, съедает кашу, залпом выпивает чай и хвалит повара. Узнав о непорядочном поступке Марка, Бороздин теряет дар речи: это причиняет ему не меньшую боль, чем известие о гибели сына. Воспоминания Володи (Алексей Чепелев), сослуживца Бориса, режиссер показывает как черно-белое кино на заднике сцены.
Наконец наступает момент, когда обе линии сюжета соединяются во времени и пространстве: Бороздины возвращаются в свою московскую квартиру. В финале со сцены уберут все, кроме столика со скульптурным портретом Бориса, над которым в самом начале работала Вероника, и героиня произнесет свои последние реплики: «…Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?» Вот и кануло в Лету прошлое, нет его, и начинается с чистого листа совсем другая жизнь…
Виктор Розов, участник Великой Отечественной войны, написал «Вечно живые» в 1943 году, находясь в отпуске после ранения. Этой пьесой в постановке Олега Ефремова открылся в 1956 году театр «Современник». В 1957-м по сценарию Розова, созданного на основе пьесы, режиссер Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли». Кинокартина стала лауреатом Каннского кинофестиваля
в 1958 году.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Виктора Кропоткина