Даниил Спиваковский: «Для меня театр начинается со зрителя»

Даниил Спиваковский: «Для меня театр начинается со зрителя»

Заслуженный артист России выступил в Калуге с моноспектаклем

«Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова был представлен в рамках проекта «Пушкинская карта» и собрал в Доме народного творчества и кино «Центральный» полный зал. Забегая вперед, можно смело говорить, что тема, выражаясь современным языком, молодежи «зашла». Ребята вместе со Спиваковским цитировали Федота, Царя, Няньку, Царевну. Смех и аплодисменты подростков были яркими. Перед спектаклем мы пообщались с Даниилом Ивановичем. Он рассказал, как пришел к жанру моноспектакля, поделился впечатлениями о работе по программе «Пушкинская карта» и раскрыл секрет, кто являются для него первыми зрителями.

– Даниил Иванович, с чего для вас начинается театр? С вешалки это стало уже нарицательным, с автора, режиссёра, пьесы, ещё с чего-то?

– Здесь все вместе работает. Нельзя сказать, что с чего-то одного. Конечно, это и драматургия, и литературный материал, и компания коллег-актеров, с которыми мы вместе затеваем такое дело, как спектакль. Немаловажна режиссура, руководитель, рулевой, который ведет этот процесс. Но когда мы уже сделали спектакль, самое главное – это зритель. Потому что без зрителя театр невозможен. Ведь спектакль, когда вы его репетируете в пустом зрительном зале, воспринимается иначе, нежели когда зал полон. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что театр для меня начинается со зрителя.

– Моноспектакль – это уникальная форма работы. Насколько сложно это для актера, ведь приходится держать «на себе» весь зал?

– Уже больше 10 лет одно из направлений моей актерской деятельности, помимо работы в драматическом театре, съемок в кино и на телевидении, –авторские программы. В Московском международном доме музыки есть абонемент, который называется «Классика с Даниилом Спиваковским». За эти годы я прочитал более 20 произведений, причем все сценарии, все инсценировки пишу сам. Это касается и русской, и мировой классики. Работаю с разными коллективами: и с симфоническими оркестрами, и с народными ансамблями, и с джазом, и с солирующими музыкантами. Что касается того, как удержать внимание зрителя, я профессиональный актер и знаю секреты, как держать зрительское внимание и направлять его. Но на то это и секреты, поэтому я их не раскрою.

– Ребята имеют уникальную возможность посмотреть «Сказ про Федота-стрельца…» благодаря «Пушкинской карте». Как вы пришли к работе в этом направлении?

– Когда возникло это замечательное начинание «Пушкинская карта», благодаря тандему Министерства культуры и Министерства образования при поддержке Правительства Российской Федерации, коллеги из Минкульта обратились ко мне, зная, что я читаю произведения русской классики, чтобы я их чуть-чуть адаптировал для более молодого зрителя, для подростков. «Пушкинской картой» могут пользоваться молодые люди с 14 до 22 лет, поэтому возраст зрительской аудитории варьируется. Все же я немного сократил монологи, у меня очень много музыки, мне помогает звукорежиссер. Спектакли идут не более часа, они емкие, динамичные, яркие. Это и пушкинская «Метель», и «Ночь перед Рождеством», «Мертвые души», «Ревизор» Гоголя, «Левша» Лескова, советская классика «Федот-стрелец» Леонида Филатова. Для самых юных читаю сказки. Моя гордость – моноспектакль, который я назвал «А нам нужна одна Победа», я его задумал к 9 Мая. В спектакле рассказываю о победе в Великой Отечественной войне, героизме наших солдат, наших воинов во все времена. И оказалось, что это очень актуальная тема, касающаяся нашей победы, величия и мужества, героизма русского народа. Спектакль очень востребован без привязки к дате.

– Скажите, а своим детям удается почитать сказки? Ведь вы востребованный актер, и рабочий график у вас очень плотный.

– Ну, конечно, своим детям, а у меня их четверо, я читаю, и именно они являются моими первыми зрителями. Я на них пробую, смотрю, как они воспринимают, и, опираясь на это, могу что-то корректировать. Так что они тоже принимают участие в творческом процессе рождения моноспектакля.

– Они вам как-то помогают подбирать репертуар?

– Я спрашиваю у них совета. Но у нас очень традиционная семья, последнее слово всегда остается за мной, как за главой.

– Для калужского зрителя вы подготовили два сказочных спектакля, на чем основывался их выбор?

– В Калугу я привез два спектакля. Это выбор организаторов от вашего региона – Министерства культуры и туризма. На мой взгляд, весьма интересные для юного зрителя произведения. Для самых маленьких – «Конек-горбунок». Был полный зал, прекрасный контакт с детьми. Они хлопали, кричали, улюлюкали, мне вторили, даже цитировали, повторяя мой текст. Просто замечательно мы провели этот час. Для ребят постарше, как раз по карте, Калуга выбрала «Федота-стрельца». Это хороший спектакль, чтобы отдохнуть, отвлечься немного от школы, повеселиться. Думаю, что в следующий приезд привезу, конечно, русскую классику, чтобы ребята услышали великое русское слово. Если уж не возьмут книжку, а это трудно – усадить современного ребенка читать, я по своим детям знаю, то хотя бы услышат со стороны классическое русское слово. Так что мы делаем большое дело.

Ольга СМЫКОВА

Фото автора