Накануне Нового года в ИКЦ с аншлагом выступил свободный хор «Петь просто», исполнив рождественские песни на семи языках
Артисты повторили свой успех после каникул, дав концерт с той же программой в одном из православных храмов Калуги. В чем секрет растущей популярности коллектива, ради чего люди после работы идут на двухчасовые репетиции – об этом рассказывает руководитель хора Анна Кырчанова.
Музыка – часть жизни
Анна родилась в Иркутске. Мама, педагог-филолог, всерьез заинтересовалась вальдорфской образовательной системой и решила, что для дочери она подходит больше всего.
– С детства музыка – часть моей жизни. В школе все ученики с первого класса пели и играли на блок-флейте – это было нечто само собой разумеющееся, – рассказывает Анна. – Оканчивала школу я уже в Москве. Пела в сводном хоре старшеклассников и занималась фольклором. С нами работали педагоги высочайшего уровня, и то, что мы делали под их руководством, выходило за рамки школьной самодеятельности.
Анна танцевала в школе-студии современной хореографии и с 14 лет занималась в интегрированном театре «Круг II» под руководством режиссера Андрея Афонина. Вместе с обычными людьми в театре играли люди с особенностями.
– В школе, в студии и в театре я видела особое отношение к людям: они ценились, а не оценивались. В «Круге» я многому научилась и в плане подхода к пению. Работу с телом, звуковые импровизации, странные и смешные звуки, элементы театрального тренинга использую в своих занятиях и сейчас. Голос – это инструмент, с помощью которого можно сделать все что угодно.
Девушка задумывалась о режиссерской профессии, планировала поступать в ГИТИС. Жизнь круто изменил несчастный случай, серьезная черепно-мозговая травма.
– В столице жизнь идет на больших скоростях, а я на целый год вылетела из этой гонки. И вдруг поняла, что больше не хочу жить в городе. Когда мне было 18 лет, мы с мамой переехали в Калужскую область. Я занялась фермерством. Узнав, что в Калуге есть вальдорфская школа, поехала посмотреть и познакомиться, а мне неожиданно предложили работу преподавателя музыки. Проработала с детьми восемь лет. Однажды меня попросили провести занятие для взрослых, и я поняла: вот мое настоящее призвание, моя стихия! Оказалось, что и людям это близко, нужно и важно.
Так в Калуге появилась студия «Петь просто», а потом и одноименный хор, перед которым руководитель ставит уже более сложные творческие задачи.
– Я часто задумываюсь, где грань между самодеятельностью и искусством. Понимаю, что она есть, но как ее нащупать, обозначить? Пришла к тому, что искусство – это качество и внутренняя честность. Мы не делаем вид, мы вкладываем в процесс всю душу.
«Фальшивые певцы»
– Потребность в пении совершенно естественна, она есть практически у каждого человека, – считает Анна Кырчанова. – Но как ее реализовать? Не у всех есть талант и желание заниматься сольным вокалом. А петь в хоре и получать от этого удовольствие может любой человек. Хоровое пение – очень гармоничный процесс и мощный ресурс. Возникает невероятное чувство единения, которое придает сил. Не зря пели и крестьяне в поле, и бурлаки, и солдаты в строю. Мы с хористами заметили, что хоровое пение – это своего рода наркотик: получаешь положительные эмоции и хочешь еще. Но в отличие от других зависимостей, пение благотворно влияет на психику.
В хоре «Петь просто» около 30 человек. Среди них есть как люди творческих профессий, так и врачи, инженеры, психологи, педагоги. Здесь нет «примадонн», все равны и дружны, все друг с другом на «ты», независимо от возраста и статуса. У группы есть шуточное неофициальное название «Фальшивые певцы»: кто-то оставил такую надпись на мусорном контейнере напротив дверей здания, где занимаются студийцы. Анна восхитилась: как же освобождающе это звучит!
– Если каждый, не имея каких-то выдающихся данных, четко поет свою партию и душевно в нее вкладывается, общий результат может быть очень высоким, – уверена она. – Чисто петь – это навык. Просто кому-то нужно больше времени, чтобы им овладеть.
Широкая публика познакомилась с коллективом в сентябре прошлого года, на открытии выставки Веры Керинской «Дом-музей» в Инновационном культурном центре. То, как ребята исполняли русский фольклор, помогло зрителям по-особому ощутить связь времен: песни, которые дошли до нас из глубины веков, поют обычные современные молодые люди.
– Мне интересны разные языки и культуры, в том числе и русский фольклор как часть общемирового культурного наследия, – говорит Анна Кырчанова. – Почему-то у многих он ассоциируется с «калинкой-малинкой» в пластиковых кокошниках и вызывает отторжение. На самом деле он богат и интересен, и для многих участников нашего хора стал открытием. Но я хочу охватить максимально широкий спектр и чувствую, что нет ничего невозможного.
На разных языках
В рождественской программе прозвучали песни на русском, английском, немецком, французском, шведском, грузинском языках и латыни, но суть их одна: «Радуйтесь, Христос родился!»
– Недавно я познакомилась с девушкой-гречанкой и спела ей песню на ее родном языке, – рассказывает Анна. – Она сказала: «Надо же, я все поняла!» Даже единственная песня может стать ниточкой, которая связывает людей разных народов. Если мы приедем и будем выступать, к примеру, в Осетии или в Германии – нас поймут, потому что творчество несет некий общечеловеческий посыл.
Чтобы петь на незнакомом языке как можно чище и точнее, певцы слушают записи, стараясь понять общий смысл песни и ее настроение, подражают звукам. Иногда Анна прибегает к помощи носителей и знатоков того или иного языка. Однажды она нашла в Калуге уроженца Аргентины, который проговорил для хористов текст бразильской песни.
Балканы и клоунада
Для руководителя важно поддерживать личный, душевный контакт с каждым участником хора, поэтому группа «Фальшивых певцов» не могла расти бесконечно. А запросов от людей, которые хотели бы к ней присоединиться, было много. Когда дочка пошла в детский сад, Анна решила набрать еще одну группу.
Пробное занятие прошло весело и насыщенно. Сначала – элементы актерского тренинга: люди беспорядочно движутся по комнате, стараясь «освоить» все пространство, по команде руководителя ускоряются и замедляются. Потом начинают легонько сталкиваться, произнося смешные звуки: ох, ой, ай-ай-ай! И вот уже все свои, а стеснения и неуверенности как не бывало. Потом начинается игра в мяч с передачей звуков и мелодий, и группа поет на несколько голосов канон и запоминает песни на сербском и болгарском.
Всего за один вечер новая группа певцов набрана. Планов много. Следующую программу хора посвятят Балканам, и услышать ее можно будет в мае в ИКЦ. Но это далеко не все.
– В феврале к нам из Санкт-Петербурга приедет с мастер-классом Женя Клекотникова, создатель «Хора Дурацкого». Ее коллектив работает на стыке клоунады и хорового искусства, и получается очень здорово. В апреле планируем при помощи Жени подготовить уличную программу. После рождественского выступления я поняла, что меня привлекает формат не просто концерта, а представления, перформанса, нравится с помощью музыки рассказывать истории. На каком-то новом уровне я возвращаюсь к своей давней мечте о режиссуре.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото из архива хора «Петь просто»