Не книжные дети

Не книжные дети

Как вернуть детям интерес к чтению художественной литературы

Проблема низкого читательского интереса у современных школьников, по мнению педагогов, становится всё острее. На уроках литературы они порой зевают от скуки, а в свободное время вместо книжки держат в руках телефон. Куда подевались «книжные дети» – об этом мы поинтересовались у школьников, родителей и, конечно же, учителей.

ПРОСТО «ЗАГУГЛИТЬ»

Когда я училась на младших курсах института, в свободное время подрабатывала репетитором по русскому языку и литературе. Во время занятия ученики нередко отвечали мне невпопад или вовсе молчали. Сначала я не могла понять, в чём дело, но потом осенило: они не понимают значения простых, как мне казалось, слов и стесняются об этом сказать. В известных строках А. С. Пушкина: Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке – школьники совершенно не понимали, кто куда летит и кто на чём сидит. Слово «бразды» их сразу ставило в тупик. Это меня сильно удивило. Подобное повторялось из раза в раз со многими произведениями. Ученики задавали мне встречный вопрос: «Откуда мы можем знать все эти непонятные и бесполезные слова?» «Из книг, вероятно», – отвечала я. Школьники признавались, что книг они не читают и не понимают, зачем нужно их читать, ведь всё, что необходимо, можно «загуглить» в интернете. Нажал на кнопочку – и на любой вопрос сразу получаешь ответ. И не надо копаться в фолиантах, дышать книжной пылью.

Я пыталась им объяснить, что книги читают не только для получения информации, но и ради удовольствия, расширения словарного запаса, в конце концов. Один из моих учеников на это ответил: «А зачем мне надо знать слова, которыми я в обычной жизни не буду пользоваться? Я точно не буду в обычной речи говорить «облучок» или «кушак». Так зачем мне знать эти слова? Зачем в книжках про них читать?» Эти вопросы натолкнули меня на не очень радостные мысли. То есть современные подростки не только не читают книг, но даже не понимают, для чего это нужно, им скучно это занятие. Видимо, то, что предлагает школьная литература, их совершенно не может заинтересовать. А может, все же к современным детям нужен и соответствующий подход?

«НУ И СКУКОТА!»

Пообщалась на эту тему со школьниками.

– Я не люблю читать. Мне трудно долго концентрироваться на чём-то одном, – рассказывает Илья Петров, ученик 7-го класса. – Проще фильм посмотреть.

– Тебя не привлекают книги из школьной программы?

– Бывает, конечно, что-то интересное, но в основном нет. Особенно описания природы читать ну просто скукота. Я стараюсь читать то, что в школе задают, но далеко не всё нравится.

– А твои одноклассники любят читать?

– Насколько я знаю, не очень. Многие вообще не читают. Максимум  краткое содержание в интернете посмотрят.

– Ты хотел бы, чтобы вам задавали читать какие-то другие книги, не классику?

– Я не знаю, мне в принципе это не очень интересно.

А ЧТО РОДИТЕЛИ?

А читают ли родители современных школьников, подавая детям пример? Может, сыновей и дочек вовремя не заставили, не доглядели, вот и получается, что теперь с книжек только паутину успевай убирать.

Оксана Борисовна, мама Ильи:

– Я читать люблю с детства. И школьные книги мне нравились, и дома у нас книжные полки не пустовали, и в библиотеку ходила. Сейчас свободного времени для чтения очень мало, но если появляется, обязательно беру книгу. У меня трое детей, но ни один из них сильной любви к чтению не проявляет. Илью я пыталась заставлять, но всё без толку. Мы с ним даже читательский дневник пытались вести, и вслух  я ему много читала. Предлагаю ему: выбери сам, что тебе нравится, любую книгу, даже тоненькую, – ничего не получается. Всё время в телефоне во что-то играет. Я уже готова выкинуть этот телефон. Отбирала много раз, но всё равно приходится его возвращать. У них же электронные дневники, да и учебные вопросы в мессенджерах решают – как тут без телефона? От этих смартфонов мы все зависимы, не только дети. Но, считаю, подросткам они приносят больший вред. Молодое поколение не может долго концентрироваться на чём-то как раз из-за длительного просмотра всяких коротких видео, тик-токов, игр. Картинки там быстро меняются, думать особо не надо. Может, поэтому и книжки читать перестали, там же события не такие динамичные и голову включать надо. Это настоящая беда нашего времени.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

А что думают о нынешнем поколении учителя литературы? Согласны ли с тем, что дети затерялись в бездне интернет-технологий и Пушкин, Гоголь, Гончаров и другие классики уже не смогут их заинтересовать?

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Калуги Оксана Милованова:

– Сегодня много говорят о том, что современные подростки стали меньше читать. Прежде всего это касается классической литературы. Вместе с тем отмечаю, что у подростков и молодежи есть интерес к чтению современных авторов. Многие увлекаются литературой нон-фикшн, книгами по саморазвитию, биографиями известных людей. Мнение, что подростки не читают, во многом складывается из-за того, что в их руках не видим книг. Книга в электронном виде, в том числе в телефоне, – это примета нашего времени. Хорошо это или плохо? Думаю, вопрос привычки, удобства. Я все же за то, чтобы в жизни молодых людей была привычка к чтению, пусть и на электронных носителях.

Современная школьная программа по литературе – это, прежде всего, классические произведения, проверенные временем. Для учеников часто они сложные, так как реалии, например, XIX века, им не всегда понятны. Больше внимания на уроках приходится уделять работе с лексикой, объяснению значения слов, которые малоупотребительны в речи современного человека. Сегодня наша речь значительно изменилась, высказывания становятся короче. Это заметно и в письменной речи, особенно в интернете. Молодым людям трудно воспринимать объемные тексты, сложные предложения. Вместе с тем говорить, что классика не актуальна, думаю, не стоит. Молодые люди с интересом размышляют о поступках героев классических произведений, соотносят их с собственным опытом, проблемами современности. Темы, поднятые в классических произведениях, вне времени. И это ощущает молодежь.

Вопрос возвращения советской литературы активно обсуждается в последнее время. Возвращение произведений о Великой Отечественной войне, на мой взгляд, оправдано. Они о нравственном выборе, об ответственности, долге. Это во все времена волнует вступающего в жизнь человека.

Привить любовь к чтению, на мой взгляд, можно, прежде всего, личным примером. И учителя, и родителей. Если ребенок видит, что в семье читают, обсуждают прочитанное, скорее всего, и он будет читать книги.

СОВРЕМЕННЫЙ ШАГ

Да, очевидно, что проблема потери читательского интереса у детей и подростков действительно кроется в телефонной зависимости, но ведь важно не только осознавать проблему, но и предпринимать шаги к её решению.

Например, поговорить с ребёнком, узнать, что ему интересно, что способно его увлечь. Может, его нелюбовь к чтению кроется в том, что книги, которые предлагались ему ранее, просто непонятны, не близки. На российском книжном рынке есть целый сегмент специальной литературы для подростков разного возраста. В них затрагиваются проблемы школьного буллинга и травли, любви и дружбы, соперничества, детско-родительских отношений. Именно с этим и многим другим сталкиваются подростки в повседневной жизни, и читать об этом им точно будет интереснее, чем о природе, крепостных или отношениях между дворянами XIX века. Не хочу сказать, что детям вовсе не нужно читать классику, но подходить к её изучению надо постепенно, идти от простого к сложному. Если у школьника появится интерес к чтению книг массовой литературы, то со временем он придёт к Достоевскому и Толстому.

Заинтересовать ребёнка можно и просмотром экранизаций известных произведений, но с условием, что сначала они будут прочитаны. Визуализация книг поможет лучше развить воображение и память. Современные проблемы требуют современных решений.

 

Екатерина СЕМЕНОВА

Фото из открытых источников