В Доме музыки открылась выставка Виктории Харченко «Культурный код»
Гости вернисажа согревались горячим чаем из самовара, а пищей для души стали живопись, музыка и стихи.
Два года назад Виктория открывала калужанам экзотическую Индию, а теперь пришло время увидеть ее глазами родную страну: Байкал, Сергиев Посад, Суздаль, Казань, Калугу. Эти работы создавались на протяжении полутора десятков лет, на самой поздней едва успела высохнуть краска.
– Выставка была запланирована на февраль еще прошлым летом, потому что в последний месяц зимы особенно хочется солнца, – рассказывает заведующая отделом изобразительного искусства Лидия Гапонова. – Не было сомнений, что Россию, как и Индию, Виктория Харченко покажет теплой и солнечной. Девизом выставки я бы взяла цитату Поля Валери: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью».
Природа – ключ ко всему
Художница следует традициям реалистической школы. В ее работах – свойственное женскому взгляду внимание к деталям, стремление обжить и обустроить пространство, сделать его уютным. Даже двор типовой пятиэтажки – не про унылую «эстетику трущоб», а про обычную повседневную жизнь. Вслед за ветвями деревьев взгляд устремляется ввысь, к голубому просвету в сером осеннем небе.
– Когда-то давно я выбирала свой путь, – говорит художница. – Думала, куда поехать учиться: в Москву в Суриковский институт или в Санкт-Петербург, в Репинскую академию, и решила, что именно в Петербурге у нас сохранены лучшие традиции классической школы. Она всегда меня привлекала, потому что в ней –бесконечность, а не какая-то модная идея, которая сегодня одна, а завтра другая. Это то, что останется и всегда будет понятно зрителю, будет говорить с ним на человеческом, душевном языке.
В чем ключ к пониманию культуры того или иного народа? Виктория Харченко считает, что в основе всего – родная природа. Россия – это бескрайний простор, излучина реки и заливные луга, белая церковь на холме и деревенский дом, где во дворе на веревке сохнет белье. Долгожданную весну предвещают белые крокусы в глиняном горшочке, радость раннего лета дарят изящные ирисы. Неброские полевые цветы в букете вдруг вспыхивают ярким салютом.
– Многие народы живут двумя урожаями, у них сиеста и вечная «маньяна». Но Россия – северная страна. У нас долгие зимы, и мы не выживем, если не будем трудолюбивы и терпеливы, не будем делать запасы и хранить тепло в холодное время. И наша внешняя холодность обусловлена тем, что мы обязаны сохранять свое внутреннее тепло.
Лето в банках
У картины «Жигуль жизни. Осень» зрители останавливаются, их лица озаряются улыбками: нас не победить! На капоте старенькой машины выставлены банки с домашними заготовками – огурцами и помидорами, вареньями и компотами.
Многие жители России даже не заметили, как исчезли с прилавков дорогие импортные деликатесы. Мы сами сажаем картошку, выращиваем овощи, собираем грибы и ягоды. Закатываем в банки лето, чтобы продержаться до весны – а там уже зазеленеет щавель и первый лук, вылезет из-под забора крапива, нальется соком редиска на заботливо укрытой от холода грядке.
Преданья старины
В работе «Сон царевны» сказка соединяется с реальностью. На богато украшенном ложе спит девушка в красном сарафане. Волосы ее, золотые, как у Офелии на картине Джона Эверетта Милле, падают и уходят в воду – за сотни лет в царский терем вторглись лес и болото. И вот неожиданный поворот сюжета: у ног спящей девушки – не сказочный царевич, а современный молодой человек со скандинавскими палками в руках и рюкзаком за плечами.
Художницу вдохновила сказка Василия Жуковского о спящей царевне: «Будет то не смерть, а сон, триста лет продлится он». Если предположить, что уснула героиня в XVIII веке, то ее пробуждение случилось бы в наши дни. Поможет ли общий культурный код понять друг друга русским людям из разных эпох?
От начала времен
Диптих «Адам и Ева» Виктория Харченко написала в 2023 году. Первые люди изображены с воздетыми к небу руками, с озаренными светом лицами. В их позе можно увидеть и молитвенный порыв, и намек на будущие крестные страдания нового Адама – Христа. Вот-вот случится непоправимое: Змей обвил их тела темными кольцами. Если присмотреться, на чешуйках его кожи можно разглядеть смайлики.
– Вечные вопросы о добре и зле, о свободе и выборе пути возникают у каждого поколения, в том числе и в наше время. Многое сегодня видоизменилось. Зло носит маску толерантности – принятия всего без разбора. Исчезает понятие порока. Свобода означает не свободу от греха, а своеволие. Поэтому и образы Адама и Евы получили современную трактовку.
Выставка продлится до 26 февраля.
Виктория Харченко родилась в городе Медногорске. Окончила Калужский колледж культуры и Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина.
В 2006 году работала на реставрации росписей Санкт-Петербургского храма Успения Божией матери подворья Оптиной Пустыни.
Первое знакомство с Востоком произошло в 2006 году в Китае, где Виктория преподавала авторский курс «основы искусства». Тема Азии неоднократно воспета в ее работах.
В 2006–2008 годах художница жила в Китае и работала над серией картин «Китайские ремесла».
В 2011 году в составе иконописной мастерской «Ковчег» Виктория участвовала в восстановлении иконостаса Морского Никольского собора в Кронштадте.
В 2016 году прошла педагогическую стажировку в Академии изящных искусств во Флоренции.
Виктория Харченко – член Союза художников России с 2010 г. Входит в список лучших современных художников по версии открытой информационной онлайн-платформы Arteex. Участник городских, региональных и всероссийских выставок, международных пленэров.
Живет и работает в Калуге.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора