Дух Серебряного века

В Инновационном культурном центре проходит выставка Александра Майорова «Неслучайные мотивы».

Калужане хорошо знакомы с творчеством художника, в нашем городе он представляет свои работы в четвертый раз.

Загадка модерна

Главный источник вдохновения художника – русский Серебряный век и эпоха модерна, трагически оборвавшаяся в России в результате событий Первой мировой войны и Октябрьской революции. Творчество Александра Майорова пронизано любовью к той эпохе, верностью ее эстетике и идеалам.

– Стиль модерн, или ар-нуво, был последним большим стилем в истории искусства, который охватил несколько стран и все направления, включая архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, – говорит художник. – Более того, он подталкивал к определенному образу жизни и образу мыслей. Безусловно, модерн мне очень близок в силу своего изящества. Из-за того что он остался недоговоренным, мне хочется не то чтобы сделать послесловие, но все-таки выразить свое отношение к тем эмоциям, которые дают мне лучшие образцы этого стиля.

На выставке представлена серия новых живописных произведений автора – изысканных, безупречных по цветовой гамме и композиции. Они полны символов и рождают множество ассоциаций, хранят в себе дух эпохи модерна, как старинная книга – засушенный цветок. У каждой из работ хочется задержаться, чтобы разгадать ее загадку, «прочитать» заключенный в ней сюжет.

Время графики

В 2020 году, в период карантина, когда художник не имел возможности посещать мастерскую, создана серия из 102 графических работ «Неслучайные мотивы». Они вдохновлены строками поэтов Серебряного века, строфами Иосифа Бродского, песнями Булата Окуджавы. Некоторая часть серии представлена в ИКЦ. С первого взгляда может показаться, что работы сделаны в технике офорта: настолько тонки и точны линии. На самом деле изящная, воздушная, невесомая графика выполнена обычной гелевой ручкой.

– Это было для меня в каком-то смысле техническим испытанием: поправить что-либо, когда работаешь гелевой ручкой, невозможно. Это не карандаш, который можно стереть, здесь каждый штрих окончателен. Не знаю, как такое чудо могло случиться, но все 102 листа вышли без малейшей ошибки. Я сам себе удивлялся.

«О графических работах замечательного художника Александра Майорова почему-то не скажешь, что они «черно-белые». Они словно сотканы из воздуха, но не просто воздуха, а воздуха того времени, которое отражает художник. Из воздуха стихотворений тех поэтов, по мотивам которых он пишет свои работы, – Пастернака, Цветаевой, Блока, Бродского, Окуджавы. Из воздуха Серебряного века, декаданса.

И вот, кажется, дунешь на эти работы, и они разлетятся и сольются с воздухом своего времени, вольются в воздух стихов…» – пишет друг художника, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, писатель Павел Басинский.

Подлинные артефакты

Дополняют экспозицию четыре инсталляции, состоящие из вещей разных эпох. Дух времени присутствует в них не только в виде творческих идей – он заключен в артефактах, которые являются его носителями в буквальном смысле.

– Эти работы выполнены из настоящих материалов: предметов, банкнот, открыток, фрагментов газетных полос и журнальных страниц. За счет этого я стремился достичь некой подлинности. Во время одной из моих калужских выставок я получил удивительный подарок. Замечательная скрипачка Алла Лаврентьева подарила мне свой первый инструмент, чтобы я использовал его в коллажных работах. Конечно же, я бережно храню эту скрипку как память о вашем городе и светлом человеке, который и сегодня пришел на открытие моей выставки.

«Ведь был солдат бумажный…»

«Время бумажного солдата» – посвящение Булату Окуджаве. В основе коллажа – гитара, на ней подлинные фрагменты газеты «Правда» и журнала «Огонек», советские денежные купюры и открытки, портреты Окуджавы, Высоцкого, Гагарина. Трибуна мавзолея и логотип The Beatles – разные миры, сосуществовавшие когда-то в одном времени. На грифе гитары висит на ниточке тот самый персонаж, мечтавший изменить мир:

Один солдат на свете жил,

красивый и отважный,

но он игрушкой детской был:

ведь был солдат бумажный.

Возвращает в 70-е работа «Оазис Ностальгия. По волне моей памяти». На стуле у окна – знаменитая грампластинка Давида Тухманова, на стене – фрагмент постера Led Zeppelin, за окном по городской улице идут «стиляги», в небе парит воздушный змей.

– Я показал условный собирательный портрет своего поколения, своих товарищей, сверстников. Когда-то и сам я был точно таким же, в ботинках на толстой платформе, в джинсах-клеш, с волосами ниже плеч, –рассказывает художник. – С советской властью не дружил, или, точнее, она со мной не дружила. Содержание моих работ никак не рифмовалось с советской темой. Профессиональные их достоинства не вызывали сомнений у выставкомов, но приходили идеологические работники, и их снимали с выставок. Что касается сегодняшнего возрождения интереса к соцреализму, я полагаю, что это интерес коллекционного характера, а не ностальгия по тем временам, когда все остальные направления были запрещены.

Александр Майоров

Родился в 1958 году в Туле, в 1981-м окончил ТулПИ.

Заслуженный художник России, доктор искусств.

Академик Российской академии художеств. Почетный гражданин города-героя Тулы.

Член Творческого союза художников России и Международной федерации художников.

Награжден Золотой медалью, медалями «Достойному» и «Шувалов» Российской академии художеств, Золотой медалью Творческого союза художников России.

Участник 130 московских, российских и международных выставок. 40-я персональная выставка проходит сейчас в Калуге.

Ольга ДЫМОВА, фото автора