Всегда есть повод для радости

Между Калугой и Первомайском установлены крепкие дружеские связи.  Строители, общественники и волонтеры из нашего региона плотно работают с администрацией подшефного города. Калужские строители начиная с лета восстанавливают разрушенную инфраструктуру прифронтовой зоны. Волонтеры отвозят гуманитарную помощь, в том числе «за ленточку», а общественные организации помогают коллегам из ЛНР быстрее адаптироваться к жизни единой страны. В рамках этого сотрудничества в конце февраля в Калуге побывали активистки из Луганщины, в том числе с освобожденных территорий.

В эксклюзивном интервью нашей газете они рассказали, как живет сегодня молодая республика.

Самый важный день

– Для нас в прошлом году две даты стали самыми важными – день признания республик Россией  и референдум о присоединении к нашей теперь уже единой большой стране. После подведения итогов референдума прозвучал салют. Это были первые залпы за долгие годы, которые несли радость, а не смерть и разрушения. Люди плакали, обнимались и впервые не вздрагивали от выстрелов. Мы наконец-то дождались возвращения домой, в Россию, – рассказывает Лилия Ильина, заместитель руководителя Республиканского ресурсного центра по развитию НКО ЛНР.

Ее коллега Татьяна Милентьева, педагог из н. п. Золотое, пригорода Первомайска, освобожденного от неонацистов летом, также в день подведения итогов референдума была с родными на площади в Запорожской области.

– Салют грянул, я по привычке аж присела. Для нас, тех, кто восемь лет жил на территории современной Украины, где власть захватили в 2014 году бандеровцы, это такая радость вернуться домой, разговаривать на родном языке, да и вообще говорить о чем-либо, не оглядываясь. Трудно было эти годы жить на той стороне и сохранить разум. Ведь пропаганда против всего русского там такая, что в то, что Россия враг и должна быть уничтожена, верят даже те, кто не должен был верить. Сразу скажу, я не ходила голосовать ни за Порошенко, ни за Зеленского. Но надеялась и верила, что Донбасс снова станет частью Русского мира, – говорит Татьяна. Она рассказала, что ее дом разрушили украинские преступники, которые прикрывались мирным населением, как живым щитом.

– На Попасной есть дорога, которая называется «дорогой смерти». Там стоят обгорелые остовы автомобилей. Люди пытались выехать в сторону Украины, везли с собой какие-то вещи, деньги. А коридор обстреливали ВСУ. Для чего? Все было разграблено, а ехавших убили. Вот так нацисты относятся к жителям Донбасса, даже к тем, кто сделал свой выбор в пользу Украины, – вспоминает женщина.

 Трудные годы

– Восемь лет мы жили между небом и землей. Никто, кроме России, не хотел слышать, что Украина нас уничтожает. Это ведь началось раньше. В 2014-м они начали геноцид с оружием в руках, а морально нас прессовали давно. На Украине внедряли мысль, что в Донбассе живут отщепенцы, отбросы, бандиты, что мы прихлебатели, которые ярмом висят на шее у «великой краыны». Уже тогда они ставили целью уничтожить Донбасс, который всегда считал себя частью Русского мира. И когда мы отказались признавать власть нацистов после госпереворота, они подписали нам смертный приговор, – рассказывает Анна Китаева, член совета женщин при администрации Краснодона. – Но ничего им сделать не удалось, наши мужчины сразу встали на защиту. Годы были трудные. На Украине рассказывали, что мы сами себя обстреливаем и у нас кондиционеры с холодильниками взрываются. Самое ужасное, что в это верили даже те, чьи родственники жили в Донбассе. Они верили своим властям, но не родным.

По словам женщин, раскол произошел во многих семьях. Врагами становились родные братья и сестры.

– В моей семье произошла такая беда, – присоединяется к разговору  Марина Удод, член Совета женщин при администрации Краснодона. – Мы остались в Донбассе, а брат с семьей уехал на Украину. Мы не общаемся. Первое время были попытки, но они так и говорили, что мы сами во всем виноваты, про кондиционеры и прочую чушь несли, в то время как у нас гибли дети. Помиримся ли мы когда-нибудь? Не знаю. Мы понимаем, что они там отравлены, хотим, чтобы они исцелились, но этого исцеления они вряд ли хотят. Больно все это. Да, для них мы не братья, колорады, орки. И они не против того, чтобы нас уничтожить.

– Стереть Донбасс – такую задачу хунта поставила перед собой в самом начале. Помню, когда увидела новый украинский учебник по географии, не поверила своим глазам. Начало 2014 года, а в учебниках написано, что на месте наших городов и поселков – степь. Нет ни Краснодона, ни Первомайска, ни Попасной, словно и не было. Учебник по географии – это не какая-нибудь альтернативная история или научная фантастика, – поделилась впечатлениями Лилия Ильина.

Будем жить!

– Вы знаете, что для нас стало одним из символов возвращения к нормальной жизни? Не поверите – автомобильные пробки. У меня дочка учится в университете в Луганске, – рассказывает Анна Китаева. –

На днях звонит и, радостная, говорит: «Мама, у нас тут под окнами такое, у нас машин –

не проехать!»  Это значит, люди возвращаются в города, значит, жизнь обязательно вернется в мирное русло. Если бы в прошлой жизни нам сказали, что мы будем радоваться пробкам, – не поверили бы. А вот так. Для нас это символ спокойствия.

Ну и, конечно, главным символом продолжения жизни на Луганщине являются дети.

–  В нашем городе даже в лихие годы рождались малыши. Да, под обстрелами, хунта делает это без зазрения совести. Чего только стоит недавний целенаправленный артобстрел больницы в Первомайске. Тем не менее детки рождаются. В прошлом году в Первомайске появилось на свет 45 малышей – это такая радость! Наши мужчины обязательно вернутся домой, в семьи. Будут снова работать шахты и заводы.

Сегодня же мы очень благодарны калужанам за помощь. Ваши строители возрождают наши дома, школы, детские сады и больницы, несмотря на обстрелы. Эта ситуация показала, кто нам друг, а кто нас предал. Мы выстояли эти годы. И теперь, когда мы с Россией стали одной семьей, когда Донбасс вернулся домой, мы знаем, что, несмотря на все тяготы прожитых лет, все было сделано не зря. Мы вместе, и победа не за горами, – уверена Татьяна Суворова, общественник из Первомайска.

С ней нельзя не согласиться.

Постскриптум

Накануне 8 Марта из Луганска поступил звонок. Позвонила Лилия Ильина, чтобы поздравить калужанок с праздником.

– Мы влюбились в Калугу с первого взгляда! Нас покорили люди, ваше радушие, доброжелательность, с которой нас встречали. В калужанах видна теплота души.

Поездка была эффективной и с практической точки зрения. Впечатлило взаимодействие органов власти с НКО, как четко и грамотно у вас выстраивается работа в этом направлении. Мы получили положительный опыт, будем его использовать.

Ну и, конечно, хочу поблагодарить вашу редакцию за прием. Мы удивились, что с нами общались люди, которых, казалось бы, не касается война. Калуга далеко, здесь не слышно раскатов, взрывов, но видно, что вы очень прониклись тем, что происходит у нас. Чувствуется, что вы очень переживаете за людей, которые каждый день находятся под угрозой.

Рассказала Лилия Васильевна и о том, что и женщины Луганщины не остаются в праздник без поздравлений.

– В Луганске всегда с особым трепетом готовятся к празднику 8 Марта. Продаются цветы, да, цены подпрыгнули, но все равно мужчины, хоть их и немного, идут по городу с цветами. И это тоже приближает нас к мирной жизни.

Записала Ольга СМЫКОВА, фото Виктории Кромской