Во время последних февральских снегопадов двор моего дома так и не дождался трактора. Из четырех выходных дней – два дня шел снег, потом начался дождь, и все начало интенсивно таять. Потом снежная каша, которую намесили пешеходы и машины, замерзла.
В управляющей компании сказали: трактор, скорее всего, будет в понедельник, но в этот день он был уже не нужен – проблему решила наступившая оттепель.
Данная ситуация (двор не почищен, но жаловаться на УК нет смысла) характеризует работу управляющих компаний. Собственник жилья обращается к коммунальщикам, ходит, просит, убеждает и грозит проверками, а ему в ответ одни отписки да отговорки: мол, нет у нас необходимых ресурсов или специалистов, чтобы устранить проблему, решим ее, но не сегодня. На самом деле просто нет желания ею заниматься.
Нельзя сказать, что УК вообще ничего не делают, но их работа нацелена вовсе не на создание комфортных условий проживания в многоквартирном доме, а прежде всего – чтобы не допустить в своей работе предписаний от жилищной инспекции. Ибо невыполненное предписание – это штраф, а несколько штрафов влекут за собой череду проблем, которые могут обернуться лишением через суд лицензии на управление многоквартирными домами.
Да, у собственников есть право не мириться с произволом УК и путем голосования на общедомовом собрании выбрать более ответственную компанию для управления своим домом. Но, по моим представлениям, менять одну УК на другую – путь сложный и бесперспективный. Почти все компании работают примерно одинаково, качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего. Да и сменить недобросовестную УК бывает настолько сложно, что люди отступают от этого безнадежного мероприятия и вынуждены мириться со всеми недостатками в ее работе.
Когда в 2015 году началось лицензирование управляющих компаний, на него возлагали большие надежды. «Генеральная уборка» призвана была убрать с рынка недобросовестные и мошеннические УК.
Но и сегодня количество УК на рынке жилищно-коммунальных услуг избыточное. Только в Калуге их около 80 на почти 3300 многоквартирных домов! Да, надо бороться с компаниями, которые не платят деньги ресурсникам и ничего не делают для жильцов своих домов. Эта работа идет, их лишают лицензии через суд. Только в прошлом году в регионе потеряли лицензии 15 УК, а получили… 25.
О необходимости разобраться с избыточным количеством «управляшек» неоднократно говорили и Городской Голова, и губернатор. Определенные шаги в этом направлении делаются.
Хотелось бы, чтобы одновременно с «прореживанием» рядов уже работающих УК пересматривались требования к процедуре лицензирования.
К примеру, одно из условий выдачи УК лицензии – получение ее должностными лицами квалификационного аттестата, который выдается сроком на пять лет по результатам экзамена. Для этого надо ответить минимум на 86 вопросов из 100, связанных с управлением многоквартирным домом. Даются три варианта ответа, из которых надо выбрать один, правильный. В последний раз эти вопросы менялись в 2019 году. Разве это сложно, тем более что в составе экзаменационной комиссии нет представителей общественности?!
Сегодня ГЖИ по жалобам собственников, например за протекающую крышу, может выписывать УК штрафы. Но компании выплачивают их из денег, собранных с жильцов на содержание дома, – в итоге страдают те, кто жалуется. Налицо казус жилищного законодательства – наказывают собственника, а надо бы конкретное должностное лицо, которое некачественно выполняет свою работу.
Ужесточение требований к тем, кто сегодня выходит на рынок ЖКХ, на мой взгляд, будет способствовать появлению таких компаний, которые умеют работать и дорожат свой репутацией, а собственники раз и навсегда забудут, что когда-то платили организациям, которые плохо выполняли свою работу или только делали вид, что ее выполняют.
Ольга Коновалова