В команде «летучего контроля»

90 лет отметил человек, без подписи которого с Калужского турбинного завода в свое время не могла выйти продукция

Юрий Георгиевич Андрианов каждое утро гуляет с собакой в одном из дворов в центре города. С виду – обычный пенсионер. И только военно-морская выправка, которая с возрастом никуда не делась, выдает в нем человека с очень интересной судьбой. Все, что сделано его стараниями, заслуживает, чтобы об этом рассказать на страницах газеты.

Детские мечты

Юрий Андрианов родился в Калуге в 1933 году. Мама его работала учителем начальной школы, папа занимался селекцией и растениеводством в Опытном Поле. Медалист 9-й школы, он недолго думал о выборе дальнейшего пути. В семье Андриановых об этом ходит легенда. С будущей женой Галиной Юрий дружил с четвертого класса – они гуляли в одной компании во дворе. Однажды в шутку или всерьез она сказала, что выйдет замуж только за моряка.

Так, в 1951 году Андрианов поступил в Ленинградское высшее военно-техническое инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Галина поступила в пединститут, после окончания которого, в 1957 году, друзья детства поженились и отправились к месту службы, в Североморск.

У Андриановых родилась дочь Ольга. В Североморске молодой педагог долго не могла найти работу. Жены моряков, в основном это были учителя и врачи, буквально стояли в очереди, чтоб поступить на работу по специальности. Когда Галина все же устроилась в школу учителем истории, была счастлива. Не успела Оля окончить второй класс, как Андрианову дали назначение на новое место службы.

Возвращение домой

В 1968 году Юрия Андрианова перевели служить в Калугу, на Калужский турбинный завод, где в то время разворачивались работы по созданию новейшей техники для Военно-морского флота.

Военное представительство на КТЗ было организовано в 1961 году.  Его «отцом-основателем» стал фронтовик, кандидат технических наук, выпускник Военно-морской академии Л. И. Попелов. В его  лице завод получил не приемщика и наблюдателя, а опытного специалиста, досконально знающего энергетическое оборудование кораблей ВМФ и опыт его эксплуатации,  а также неравнодушного человека, проникающегося заботами и чаяниями турбиностроителей, всегда и везде, на всех уровнях, поддерживающего их инновационные проекты. Военное представительство стало комплектоваться опытными кадрами, прошедшими закалку службой на кораблях ВМФ и атомных подводных лодках. На заводе стали внедрять контроль выполнения и фиксации в маршрутных листах результатов выполнения каждой операции для каждой детали при ее изготовлении, осуществляя контроль всего цикла: от запуска производства до испытаний и отгрузки. Военпреды имели полномочия вмешиваться на любой стадии производства, они осуществляют так называемый «летучий контроль». Без подписи военного представителя продукция не могла покинуть завод.

Вот в такой команде оказался 33-летний морской офицер Юрий  Андрианов. И, наверное, совсем не догадывался тогда, что отдаст заводу почти 50 лет трудовой биографии.

Военно-морской флот изнутри

Создание энергетики для атомных подводных лодок – сложная задача, нужны правильно сформулированные заказчиком требования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка производства и соответствующих технологий, приобретение и изготовление станков и технологической оснастки, собственно изготовление изделия, постройка стенда для его испытаний, тщательная отработка изделия на стенде и его доводка в составе АПЛ, сопровождение в эксплуатации и доработка по ее результатам. Это под силу только конструкторскому бюро высочайшей квалификации при поддержке заводских и технологических служб с наилучшей организацией как внутри предприятия, так и в работе с заказчиком, многочисленными смежниками и бюро – проектантами АПЛ и судостроительной верфью.

– Роль военной приемки в решении этих вопросов трудно переоценить. Безусловно, неуклонное соблюдение      ГОСТов обязательно при создании новой техники. Но, беспрекословно соблюдая все требования ГОСТ, создать новую технику с существенно лучшими характеристиками невозможно. Это кажущееся противоречие преодолевается ответственностью главного конструктора, берущего на себя как возможные будущие награды, так и риск за новые, часто спорные, решения. Большую помощь в этом всегда оказывала военная приемка, состоящая из офицеров, прошедших службу на флоте, – рассказывает Алексей Кирюхин. – Будучи офицерами ВМФ, имея обширный опыт эксплуатации, они часто помогали правильно трактовать и применять положения ГОСТа, обращая иногда внимание, казалось бы, на второстепенные с точки зрения проектанта вопросы, но важные для сохранения жизни будущего экипажа. В этом их практически всегда поддерживали представители Главного управления кораблестроения и 1-го ЦНИИ МО РФ, обеспечивающие сопровождение создания новых заказов.

Юрий Георгиевич прошел все этапы приемки, вплоть до заместителя начальника ВП. Но наибольший интерес у него всегда проявлялся к опытно-конструкторским работам при создании новых энергетических установок. Он активно в них участвовал, от момента написания и согласования технического задания до отгрузки головного изделия со стенда заказчику. Его опыт и неконфликтность позволяли принять устраивающее всех решение и обеспечить дальнейшее продвижение.

Часто его можно было встретить и в конструкторском бюро, и у главного конструктора, и в производственных цехах, и у стендов.  Важным бумагам, которыми был заполнен его рабочий стол, доставалось от чаепитий, которые он каждое утро проводил с коллегами по военной приемке после посещения цехов перед походом в конструкторское бюро.

По примеру деда

Знания, опыт и огромное трудолюбие – за эти качества Юрия Георгиевича уважали и любили не только коллеги и ближнее окружение, но и работники всех уровней – от слесарей и инженеров до директоров завода, а их за время его работы на заводе сменилось девять. При активном участии Андрианова создавались уникальные энергетические установки для «705-го проекта» – эта атомная подводная лодка имела скорость, позволявшую ей уходить от торпед, что было шоком для зарубежных «партнеров и друзей», для проектов «Антей», «Гранит», «Барракуда» и «Барс». Именно благодаря его труду и принципиальности в сложнейших условиях перестройки созданы новейшие ПТУ для основы сегодняшнего ВМФ РФ – АПЛ «Ясень» и «Борей».

Юрий Георгиевич дома обычно мало говорит о работе – не потому,  что большая часть того, к чему он имел отношение, имеет гриф «секретно». Скорее, он не разделяет для себя жизнь на две сферы: «работа» и «вся остальная жизнь». Он всегда был погружен в работу, для него интерес к ней за проходной не заканчивался.

Дочь и внук по его примеру также стали инженерами, правда, гражданской направленности. Когда я беседовала с  Ольгой Юрьевной  об отце, задала вопрос: «Какие его качества вам особенно импонируют?»  И услышала ответ, который меня ничуть не удивил: «Он не любит давать советов, но во всем и всегда был и остается для нас примером – в своей доброте, честности, мудрости и принципиальности».

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото из семейного архива Андриановых