Раиса Алексеевна Черенкова 48 лет преподает русский язык и литературу в школе № 21.
Тема урока: «Грамматические нормы русского языка». Одиннадцатиклассники встали, поприветствовав учителя, и закипела работа. Разобрали домашнее задание, а потом Раиса Алексеевна предложила поставить ударение в написанных на доске словах. Буквально за десять минут четверо учеников получили оценки. Весь класс при этом думал и вспоминал правила. Так проявляется педагогическое мастерство на самом обычном уроке.
Чтобы все были грамотными
– Раиса Алексеевна, как вы пришли в профессию? Был ли у вас пример для подражания?
– Учителей, которым хотелось подражать, в моей жизни было много. Моя первая учительница Эмма Михайловна Никитяева пришла в 10-ю школу сразу после института, я поступила в ее класс. С нее все и началось: она была молодая, энергичная, увлечённая своим делом, легко могла увлечь и окружающих. И ученики, и родители Эмму Михайловну очень любили. Когда она нас выпустила и снова взяла первый класс, мы стали приходить к ней после уроков, помогали заниматься с первоклассниками. Уже тогда, в 11–12 лет, я поняла, что мне нравится учить, общаться с детьми.
Директором школы в то время был Григорий Романович Зильберштейн. Он преподавал русский язык и литературу. Григорий Романович многое делал для нашей недавно открывшейся школы. Его всегда интересовало мнение учеников о тех или иных нововведениях, и он часто спрашивал старшеклассников: «Как вам? Нравится?»
Я любила историю, но запоминать даты было трудно. А вот с русским языком сложностей не было никогда. Помню, как в 5-м или 6-м классе учитель раздал нам проверенный диктант. Хорошая оценка оказалась и у меня, и у моего соседа по парте. Ребята сказали: «Еще бы он плохо написал, сидя с ней рядом!» Наверное, так всегда бывает: что удается, в том и хочется совершенствоваться.
Мне всегда очень нравилось преподавать русский язык, хотелось, чтобы все были грамотными. К тому же профессия учителя в те годы была очень почетной.
– А чем она привлекательна сегодня? Какие люди остаются работать в школе надолго, может быть, на всю жизнь?
– Школьная атмосфера мне нравилась всегда. Учитель не перестает учиться. Он самосовершенствуется, учится у коллег, учит учеников – и сам учится у них. Это непрерывный процесс взаимного обогащения знаниями. Когда в школу хлынула новая современная техника, ребята охотно мне помогали ее освоить.
Дети во все времена остаются детьми. Они любят, чтобы им уделяли много внимания, чувствуют искренность педагога. Больше всего им нравится учитель, который старается увлечь их своим предметом, знаниями, личным примером. Главное в нашей профессии – не быть равнодушным, быть заинтересованным в результатах своего труда.
Я думаю, в школе остаются те учителя, которым интересно общение с детьми, у кого они не вызывают раздражения. Кто испытывает радость, удовольствие от работы, тот из профессии не уйдет.
Научить слушать и думать
– В чем главная сложность работы с детьми в современных условиях?
– Самая большая проблема современной школы – это наличие у детей сотовых телефонов. Дети перестают думать самостоятельно, потому что знают, что ответ на любой вопрос можно найти за несколько секунд.
Я столкнулась с такой ситуацией. В пятый класс пришли очень хорошие ученики. Через два года я вдруг перестала понимать, что с ними происходит, – как будто в болоте тонем. В Сети есть «волшебный» сайт, откуда можно списать любое домашнее задание. В начальной школе дети делали домашнюю работу сами, мыслительная деятельность шла, они развивались. Как-то продержались в 5-м и 6-м классах, а в 7-м уже полностью «сели» на этот ресурс и разучились думать.
Задача школы – не только дать знания, но и научить мыслить. А мыслительный процесс идет только тогда, когда знания приходится добывать, пускай под руководством учителя, но все-таки самому.
– Вам удалось убедить ребят, что не надо списывать?
– Когда есть что-то доступное, очень трудно убедить от этого отказаться. Многие, к сожалению, идут по пути наименьшего сопротивления. В этом году министерство просвещения приняло постановление, что телефоны во время урока использовать нельзя. Хотя бы на уроке ученики будут думать сами. Может быть, некоторые из них со временем поймут, что и дома надо справляться самостоятельно.
– Вы строгий педагог? Как поддерживаете дисциплину на уроке?
– Я педагог не очень строгий, но требовательный. Дети это понимают. Чтобы ученики занимались делом, учителю надо видеть каждого из них. За урок надо поставить много оценок, тогда ребята будут в нем заинтересованы, будут стараться показать свои знания.
Очень важно для учащихся умение внимательно слушать учителя, ведь стоит отвлечься, и начинаются пробелы в знаниях. Этого навыка сегодня детям не хватает. Раньше в классе могло быть больше 40 человек, но они сидели за партами, сложив руки, и, буквально не отрываясь, смотрели на учителя. Однажды ко мне пришел класс, в котором ученики с начальной школы были приучены вести себя на уроке именно так. Это было настолько необычно, что первое время я на перемене подходила к зеркалу, чтобы убедиться, все ли в порядке с внешним видом. Из этого класса вышли семь медалистов, потому что они были настроены на получение знаний.
Не обрывать крылья
– Какие у ребят любимые произведения в школьной программе по литературе?
– Те, в которых есть динамичный сюжет: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени». Многие произведения изучают слишком рано, когда дети еще не могут оценить их глубину. Может быть, они задумаются об этом потом. Если роман «Война и мир» затронул в душе какую-то струну, человек будет его перечитывать.
Сегодня дети читают мало, потому что это идет из семьи, а читающую семью теперь редко встретишь. Но, как и раньше, некоторые ребята пишут стихи.
– В каком возрасте это бывает? Как вы реагируете, когда они делятся с вами своими опытами?
– В десятом классе, иногда раньше. Когда приходит юношеская влюбленность, очень хочется показать кому-то свои стихи о любви. Я всегда выступаю в роли слушателя, но не критика. Им, конечно, хочется, чтобы я сказала, что они написали хорошие стихи, а это бывает крайне редко. И все же важно щадить детское самолюбие, нельзя «обрывать» крылья. Вдруг это талант, который со временем себя проявит?
– Воспитательная работа вновь стала одним из приоритетов в работе школы. У вашего предмета – литературы – большие возможности в этом плане. Можете ли вы привести пример воспитательного момента на уроке?
– Конечно, ведь не зря мы называем литературу учебником жизни. Такие моменты есть при изучении абсолютно любого произведения. Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» заканчивается трагически: героиня утопилась от несчастной любви. Я говорю ребятам: «Можно ли было сразу предположить, что отношения Лизы и Эраста закончатся именно так? Давайте думать! Она скрывала от матери свои встречи с ним. И это может послужить вам моральным компасом: если вы что-то скрываете от родителей, значит, это может привести к печальным последствиям».
– Вы классный руководитель у одиннадцатого класса. Как пережить расставание после семи лет, которые вы посвятили им?
– Конечно, тяжело, и я начинаю задумываться об этом уже в сентябре. Где-то в середине года и ребята говорят: «Как же вы в следующем году без нас будете?» Все мы, кто работает с выпускниками, совершенно искренне говорим, что будем скучать без них, ставших за школьные годы такими близкими. Но жизнь продолжается, все повторяется заново. Приходят пятиклассники, с которыми нужно начинать с нуля, и со временем вновь появляется чувство «это мой класс». А выпускникам очень важно, чтобы учителя их помнили и узнавали даже через много лет.
Беседовала Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Антона Забродского