Учитель-ветеран, до 95 лет проработавший в школе, остается примером для своих учеников и коллег.
Профессия – Родину защищать
Михаил Сергеевич родился в 1923 году на Украине, в деревне Новый Стародуб Кировоградской области. Семья пережила трудности коллективизации. В 1939-м Мирошники по программе переселения переехали на Дальний Восток, где глава семьи работал на руднике на берегу Японского моря.
В 1942 году Михаилу исполнилось 18 лет, и его призвали в армию. Сначала на Тихоокеанский флот, потом приехали офицеры из Владивостока и забрали тех, у кого образование выше семи классов. Так он стал курсантом Шкотовского военно-пехотного училища, которое было создано в конце января 1942 года в связи с нехваткой командного состава на фронте. Командиров среднего звена здесь готовили в сжатые сроки по ускоренной программе – от трех месяцев до года. За три года существования Шкотовское училище произвело 14 выпусков.
Обучение в пулеметно-минометном батальоне закончилось в феврале 1943 года, экзамены сдал с отличием. 19-летнему лейтенанту Мирошнику выдали обмундирование, зачитали приказ и отправили в числе остальных офицеров на вокзал. Места назначения новоиспеченных офицеров охватывали все военные округа и фронты. Но его и еще десять человек вернули в казармы, а через десять дней они получили назначение на 1-й Дальневосточный фронт охранять государственную границу в укрепрайоне «Пограничный».
На сопках Манчжурии
Об этом времени Михаил Сергеевич вспоминал:
«Мы стали лицом к лицу с японскими вооруженными силами. Японцы должны были вступить в войну с Советским Союзом, но разгром немцев под Сталинградом немного остудил их пыл. Это не помешало им ежедневно нарушать государственную границу – японцы добирались до колючей проволоки, кричали: «Банзай!» и залегали. А мы ждали нападения. Приказ был строгий – ни в коем случае не стрелять, чтобы не спровоцировать военные действия. В ночь на 9 августа 1945 года объявили, что мы находимся в состоянии войны с Японией. Наш передовой укрепрайон и батальон составляли ударную группировку 1-й Краснознаменной армии. Нас первыми послали в бой, потому что мы хорошо знали местность, расположение огневых точек, проходы в минных полях. И вот в два часа ночи мы перешли государственную границу – в проливной дождь, без артподготовки, по болотам в тайге, где не могла пройти техника – ни танки, ни артиллерия. Все вооружение тащили на себе, в том числе пулеметы. Пошли на штурм».
Важным объектом была сопка «Верблюд». Два ее «горба» представляли собой естественные укрепления, преимущества которых неприятель умножил бетоном и сталью. 20 дотов и 30 дзотов составляли неприступное кольцо, внутри которого готовились к боям солдаты и офицеры Квантунской армии, хорошо вооруженные и проникнутые к тому же ожесточенным фанатизмом.
– Сопку «Верблюд» я не забуду никогда. Она была нашпигована линиями обороны, как слоеный пирог. Внизу – тяжелые орудия, чуть выше – средние, легкие, а на вершине – пулеметы. Но сопротивление первого эшелона мы сломили, а второй эшелон пришел в себя утром, на следующий день. А мы уже прошли передовые рубежи, вклинились до 20 километров вглубь эшелонированной обороны через сопки Манчжурии. Дальше японцы очухались, и началась настоящая война. Против нас стояла отборная Квантунская японская миллионная армия, – рассказывал он в одном из интервью.
Позже Михаилу Мирошнику довелось участвовать в штурме города Харбина. Для него война закончилась 3 сентября, когда японцы капитулировали.
10 тысяч шагов в день
После войны он проходил службу в Хабаровске, Благовещенске, Ленинграде, Калининграде, в Венгрии, Германии. А в 1968-м уволился из армии в звании гвардии подполковника, работал в калужском ДОСААФ заместителем начальника политчасти автошколы. Когда в 1971 году ввели военную подготовку во всех школах Советского Союза, Михаила Сергеевича пригласили в военкомат и предложили стать военруком в школе № 22, где он работал до своего 95-летия.
Его стараниями здесь сделано немало: Музей боевой славы, тир, полоса препятствий, физкультурный городок, строевая площадка, оружейная комната. Он создал серьезную учебно-материальную базу, где проводились показательные занятия учебных сборов с юношами 10-х классов. Школа стала первой из девяти образовательных учреждений города, которым присвоено звание образцово-показательного караула Поста № 1 на площади Победы. В первый раз на пост школа заступила в сентябре 1975-го, и ни одного года после этого свою почетную вахту не пропускала.
Он ратовал за возвращение начальной военной подготовки в школьную программу, готов был в любой момент начать занятия, считая подготовку молодых людей к службе в армии важнейшей задачей общества и государства.
К столетию Михаила Мирошника школа обратилась в Городскую Думу с инициативой открыть мемориальную доску прославленному военруку. Она появится на стене учебного заведения рядом с другой мемориальной доской – его выпускнику, лейтенанту Алексею Тужикову, геройски погибшему в Чечне в 2000 году и посмертно награжденному орденом Мужества.
Открывая в 2009 году мемориальную доску памяти своего бывшего ученика, Михаил Сергеевич назвал Алексея настоящим героем сегодняшнего времени, у которого нужно учиться любви к Родине и верности служебному долгу.
Теперь они будут рядом, в одном строю тех, кто достойно прошел по самой важной дороге – дороге служения Отечеству.
Людмила Михайловна Геращенко, учитель истории, бывшая ученица школы:
– Я пришла учиться в 5-й класс 22-й школы и помню, какое Михаил Сергеевич произвел на меня тогда впечатление. Этот человек неизменно в военной форме – даже быстро пройти по коридору мимо него было непозволительно, все замедляли шаг.
Позже, когда он вел в старших классах начальную военную подготовку, нас подкупала его энергичность, выправка, чувство юмора и основательность во всем, чем бы он ни занимался.
Михаил Сергеевич ежедневно делал зарядку, ходил на работу и с работы пешком – его личный норматив был 10 тысяч шагов в день, он сверялся с шагомером.
С любым учеником мог найти контакт, но за внешний вид спуску не давал – мог строго указать на стрижку «не по уставу» и отправить в парикмахерскую, но на него не обижались.
Его уроки мы любили. Разбирали и собирали автоматы с закрытыми глазами. Думаю, что и сейчас вспомню эти навыки. Его фирменное «Наведи, сосредоточься, стреляй» знает не один десяток моих ровесников.
Михаил Сергеевич сыграл важную роль в выборе будущей профессии для многих ребят – больше 50 учеников стали кадровыми военными по его примеру. Они с удовольствием приходили в школу, в военной форме, некоторые – после возвращения из горячих точек, и видно было по их общению, как учитель ими гордится. Всех своих выпускников помнил по имени.
Когда в школе появился компьютер и проектор, для Михаила Сергеевича это было открытием, но он не стеснялся показаться в чем-то некомпетентным, спрашивал, обучался новым навыкам. Он быстро освоился и делал презентации, показывал ребятам фильмы.
Почетный караул на Посту № 1 нашей школы стал первым среди образцовых. Не случайно он брал на пост только отличников и хорошистов, считая это поощрением. Мы долго тренировались, оттачивая навыки, стремились к идеальному выполнению всех движений. Но он никогда не хвалил, а лишь по-военному говорил: «Мне за вас сегодня не стыдно».
Станислава Сергеевна Романова, директор школы:
– Михаил Сергеевич работал при всех директорах школы. Директора уходили, а Мирошник был ее постоянным эквивалентом. К большому сожалению, я его уже не застала. Но когда проводилось обучение педагогического коллектива по эвакуации, увидела: те, кто работал при Мирошнике или учился у него, четко знают, что надо делать. На столько это было проработано и поставлено! Однозначно это заслуга Михаила Сергеевича.
Он прожил насыщенную, интересную жизнь, в школе его уважали и любили. Офицер, 26 лет отдавший военной службе, для нас он был и остается замечательным педагогом, настоящим учителем. Среди его 20 медалей на кителе была одна особая – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Как написано в представлении к этой награде – «За заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд».
Фото, которое мы выбрали для мемориальной доски, одно из его последних. 47 лет из насыщенных событиями 95 он посвятил нашей школе. Вдумайтесь в эту цифру. Сколько при таком ответственном и добросовестном отношении к своей работе он воспитал настоящих граждан и защитников Отечества!
Да и не работа эта была вовсе – школой он жил.
Ольга КОНОВАЛОВА, фото Антона Забродского и из музея школы № 22