Весточка для Весты

Луганск и его жители – глазами журналиста «Калужской недели»

Как калужане помогают ЛНР и как живут люди в зоне боевых действий.

«Дорогие мои ребята! Солдаты войны! К несчастью, ваша молодость встретилась с такой жестокостью, несправедливостью, как и моя».

Лилия Александровна, 82-летняя жительница Калужской области

Знаете, когда гром снарядов от тебя очень далеко, – рассуждать об этом легко. Хотя с первых дней конфликта в Донбассе я всей душой с нашим народом и армией. Может, это высокопарно звучит, но это так. Приходилось даже спорить с близкими людьми. Но в долгих разговорах я никогда не пытался что-либо доказывать и навязывать свою точку зрения.

Командировка

После двух сложных операций, которые я перенес за последние два года на коленных суставах, год ушел на восстановление. Только недавно отставил костыли и совсем не предполагал, что смогу оказаться там, где стреляют и гибнут люди. Но, когда представилась возможность поехать в Луганскую Народную Республику, а значит, увидеть все своими глазами, не раздумывая, согласился.

Обычное утро свело меня с Александром Раенко – организатором и создателем волонтерской группы «Братья». В первые минуты общения показалось, что он хочет меня немного запугать.

– В поездке может случиться все что угодно, – предупредил Александр, побывавший там не один десяток раз. – Несколько месяцев назад у нашего автомобиля отказали тормоза. Подъезжаем к охраняемой зоне и не можем остановиться. А на блокпостах – вооруженные солдаты. И они не в курсе, что мы волонтеры. Слава богу, не стали стрелять. Все обошлось.

В среду, 31 мая, рано утром к небольшому офису, где располагается волонтерская группа «Братья», подъехала «газель». Водитель Сергей Николаевич, пенсионер, уже несколько месяцев помогает волонтерам. Его сын Кирилл подменяет отца в пути. Внук Александр тоже участвует в общем деле, помогает при разборке вещей. Обычная российская семья. Загрузили машину под завязку. И на следующий день рано утром отправились в путь. До ЛНР почти тысяча километров.

Александр Раенко дает мне почитать письмо. Лилии Александровне 82 года, живет в деревне под Калугой.

«У нас в деревне есть активная довольно молодая Даша, которая зарегистрировала свой сайт и страничку (чат) и подтянула всех, у кого есть смартфоны. Я тоже присоединилась. Взяла на себя функцию сбора гуманитарной помощи. И люди ко мне пошли. Приносят, что нужно вам там, помогают, чем могут. Это сплачивает людей в деревне».

Из письма Лилии Александровны

Впереди Воронеж. Подняли тему поселка Полотняный Завод. Там руководитель одного из родительских комитетов школы № 2 занялась плетением маскировочных сетей. Обратились к директору образовательного учреждения и нашли помещение. Теперь сети плетут школьники, их родители и учителя. Как говорится, всем миром.

И такие волонтеры помогают по всей России. Волонтерская группа «Братья» сотрудничает, а лучше подходит слово «дружит», с жителями деревень Жилетово и Перцево.

В Воронеже нас ждали на предприятии, где также изготавливают маскировочные сети. Здесь в них добавляют специальный краситель, после чего сети и объекты становятся невидимыми для тепловизоров.

«Буханка»

Такое родное слово для любого русского человека. Хлеб спасал наших предков во все времена, а машина, прозванная так в народе, помогает на передовой. Очередной автомобиль Ульяновского завода передает волонтерская группа «Братья». Автомобиль выехал из Калуги намного раньше нас, но вскоре мы его догнали.

Позади Ефремов и Воронеж. В Ростовской области нас встретил священник отец Николай. И я пересел к нему в машину. По журналистской привычке сразу включаю диктофон. Хочется сделать, как всегда, все оперативно.

– Выключите, пожалуйста, – останавливает отец Николай. – Давайте сначала познакомимся.

И тут уже я становлюсь респондентом. Удивительное дело! Этот человек вытащил из меня все, что было, за полчаса. Бывают же такие люди! Расположил к себе, объяснил ситуацию. Настоящий проповедник и хороший психолог.

– Идет духовная война, – объясняет отец Николай. – Понятное дело, она переходит в физическую. От этого никуда не деться. Сейчас встретимся с казаками. Везу иконы. Дети трех школ передали маскировочные сети. Наше общество сплачивается. Передам также из Стрелковки два портрета нашего великого земляка и полководца маршала Жукова.

Мамочка

После 14 часов пути мы  попали на пограничный пункт Гуково. Спустя час встретился с местными. Я видел этих людей первый раз, в отличие от моих спутников из волонтерской группы «Братья». Но было впечатление, будто мы знакомы очень давно. Жители города Свердловска Луганской Народной Республики рады всем и каждому. Несмотря на невыносимые тяготы жизни, обрушившие на них за последние девять лет, люди здесь остались по-настоящему русскими.

Одной из первых нас встретила Наталья Борисовна – в мирной жизни водитель маршрутки, автобуса и даже скорой помощи, ее позывной –

Мамочка. В годы военных столкновений она пересела с гражданского транспорта на зенитно-ракетный комплекс и защищает родную Луганскую землю наравне с мужчинами.

– У меня нет никакой ненависти, – говорит Наталья Борисовна. – Большинство людей там являются заложниками ситуации. Противна бандеровщина. Вот этого мы принять не можем. Воспитаны мы по-другому: на подвигах наших предков, на русском духе. И детей своих этому учим. Это заложено в нас на генетическом уровне.

Подарки детям

Утром отправляемся в сводную казачью бригаду «Дон». Волонтерская группа  «Братья» привезла то, что ребята просили: бензогенераторы, бензопилы, репелленты, канистры под воду и таблетки для обеззараживания воды.

Не могли волонтеры оставить в День защиты детей без подарков юных жителей ЛНР. Нас уже там ждали.

– В детский дом и детский приют мы уже передавали велосипеды и самокаты, – объясняет организатор и создатель волонтерской группы  «Братья» Александр Раенко. – А сейчас привезли сладости. Также руководитель детского учреждения просила доставить краску. А вся остальная помощь – для бойцов. Люди здесь устроены по-другому: берут минимум того, что им необходимо. Просят оказать помощь и содействие тем, кто воюет. Там же их родные и близкие.

Виктория и Веста

Перед отъездом посетил тренировку детского подростково-патриотического клуба в Свердловске. На фоне подготовленных ребят выделялась яркая рыжая девчонка. Ее зовут Виктория – очень символично. Ей всего 16 лет. Во время обстрела она чудом осталась жива. Ее и еще нескольких уцелевших подростков удалось вытащить из спортивного зала. Виктория, как и несколько десятков молодых ребят, тренируется под присмотром опытных специалистов.

– Я бы хотела, чтобы прекратилась война, – говорит Виктория. – Понятно, что я больше русская, чем украинка. Хочу, чтобы Украина ушла к себе и жила своей жизнью.

После нашей беседы мне рассказали, что у этой улыбчивой девочки несколько месяцев назад пропал отец. Когда я расшифровывал интервью с ней, накатывались слезы. Перед глазами ее искренняя очаровательная улыбка. Кругом беда, война, а она улыбается. Что же это за люди такие! Какая-то запредельная сила у нашего народа. Нам больно, но мы улыбаемся.

И еще одна удивительная встреча. Снайпер с позывным Веста. Девушка приехала сюда из спокойного и благополучного Санкт-Петербурга в 2015-м. Передали ей письмо нашей калужанки, Лилии Александровны.

«Желаю вам всем, дорогие наши, крепости духа. С детства знаю по себе, пусть пули пролетают стороной. Если утомила своей писаниной, то извините. Была бы моложе, поехала бы к вам добровольцем. Я бабуля боевая, с детства такая. Обнимаю всех».

Из письма Лилии Александровны

– Эта весточка дорогого стоит, – поблагодарила Веста за письмо и просила передать Лилии Александровне привет от всех бойцов, которые защищают Русский мир.

Все, кто хочет помочь волонтерской группе «Братья», могут написать в социальных сетях vk.com/bratia40.

Реквизиты для пожертвований: Карта Альфа банк, 5559 4928 1116 2497

Этот материал первый в череде историй, привезенных из Луганской Народной Республики. В дальнейшем мы планируем публиковать интервью с героями, с которыми удалось встретиться нашему корреспонденту.

Николай ЕГОРОВ

Фото автора