Разговоры об отмене домашних заданий для школьников опять всполошили общественность
Пару недель назад, как раз на старте летних каникул, вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков заявил, что пришло время разработать закон, который отменит домашние задания для школьников.
Ради хайпа?
«Когда сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит «домашку». Сегодня на встрече с родителями Москвы понял, что время пришло», – привела слова Даванкова пресс-служба партии.
Признаться, от такого заявления я опешила. Во-первых, не думаю, что в депутаты идут ради того, чтобы исполнить желание ребенка, не желающего учиться. А во-вторых, разговор об этом снова звучит с высоких трибун, будто других актуальных вопросов для народных избранников нет.
Понятное дело, что сказано это ради хайпа: таким образом партиец, скорее всего, пытается набрать свой электорат на грядущие выборы и ставку делает, простите за прямоту, на лентяев. Может быть, не стоило об этом говорить, но, пообщавшись с педагогами, детьми и родителями, поняла, что промолчать нельзя.
Повторение – мать учения
Я мама двух сыновей-школьников. Один учится в начальной школе, другой перешел в выпускной класс. Жду ли я каникул? Конечно, как и все родители. Хочется отдохнуть, в том числе и от «домашки», поскольку приходится каждый день строго контролировать выполнение заданных уроков, да и помощь детям не бывает лишней. В свое время так нас контролировали и поддерживали родители, надеюсь, что и наши дети тоже будут «учиться» вместе со своими детьми. Все мы прекрасно понимаем, что задание на дом – это не попытка лишить детей свободного времени, а повторение пройденного на уроке, закрепление материала. Кроме того, детей приучают к ответственности и самостоятельности.
Не переборщить
Другое дело, что объемы домашнего задания иногда вызывают вопросы. Помню, как в 6-м классе старшему сыну задали решить за вечер 86 заданий по математике. А с «домашкой» по английскому вообще до полуночи сидели. Обратилась тогда в школу, к педагогу и руководству, и стало понятно, что это банальный человеческий фактор. Да, не каждый учитель умеет работать с детьми, иногда пытаются переложить свою работу на плечи родителей. В нашем случае директор школы распоряжением строго регламентировал объемы заданного на дом для различных возрастных групп и запретил давать большие объемы на выходные. В начальной школе, например, домашних заданий на выходные нет вообще.
Среди родителей, конечно, нашлись те, кто поддержал депутата Даванкова.
С одной приятельницей мы крепко рассорились в Сети.
«Я работаю на трех работах, мне некогда делать уроки с ребенком. Пусть школа учит, педагоги за это зарплату получают. Что теперь, репетиторов нанимать на «домашку»?!» – гневно писала Наталья М. Комментариев о том, что не только школе, но и ребенку, и маме нужны знания, она не услышала.
Кстати, сегодня репетиторы – это уже норма. Многие родители предпочитают именно так решать вопрос, если ребенку трудно справиться самостоятельно, а у них нет времени или не хватает знаний, чтобы подсказать сыну или дочке. И это их право. Но, кстати, те, кто принял решение в пользу этого варианта, в большинстве своем в родительских «болталках» против отмены домашних заданий. Аргумент – ребенок должен учиться, чтобы чего-то в жизни достичь.
Ради объективности
В общем, дискуссии на эту тему всегда самые животрепещущие. И спорят обычно родители, а педагоги и школьники, которых напрямую касаются подобные «инициативы», предпочитают в дебаты не вступать. Поэтому сегодня даем слово именно им.
Елена Полякова, учитель биологии и естествознания, стаж 30 лет:
– Как раздражают эти споры о «домашке»! Других проблем в школах, что ли, нет? Посмотрите, какая загруженность у учителей – планы, отчеты, согласия, которые не имеют отношения к педагогике. Каждый год обещают облегчить бремя отчетности, да только воз и ныне там. На смену бумажным пришли электронные отчеты. Зато об отмене домашнего задания рассуждают снова и снова.
Что могу сказать? Методика преподавания для разных возрастных групп варьируется. В младших классах нагрузка меньше. И если ребенок правильно распределяет время, а главное, усваивает программу, у него не возникает сложностей с выполнением заданного на дом. В старших классах, особенно в выпускных, нагрузка больше. Но тут ребята, особенно 10- и 11-классники, в частности занимающиеся по биологии как по профилю, понимают, что она им нужна для поступления. Поэтому стараются сделать больше. У тех, кто изучает естествознание, соответственно, нагрузка меньше, поскольку акцент делается на другой профиль. Но совсем оставлять без домашнего задания детей не стоит.
У меня есть выпускники, которые перебрались жить в США, у них у самих уже дети – взрослые школьники. Бывшая ученица рассказывала, что сначала радовалась, что ее ребята приходят домой без уроков, с одним тестовым листочком, и даже учебники оставляют в школе. А через полгода схватилась за голову, понимая, что ребенок теряет знания, полученные в российской школе. Звонила и говорила: «Елена Викторовна, какой же это кошмар, когда нет «домашки»! Ничего у детей в голове не остается».
Ярослав Грязнов, ученик 8-го класса:
– Честно? Иногда прямо хочется вопить: «ненавижу домашку!» Друзья гулять идут, а мама меня не отпускает, пока уроки не сделаю. Но когда в школе на проверочных получаю пятерки, а пацаны «по нулям», если списать не удается, то думаю: молодец мама, что заставила меня все выучить.
Настя Логвина, ученица 11-го класса:
– Мало кто любит «домашку». Признайтесь, и вы ее в нашем возрасте не особо рады были делать. В начальной школе все интересно, в средней, когда не понимаешь, чего хочешь в дальнейшем, а поступление в универ еще далеко, она кажется лишней. Родители, например, пришли с работы и ничего «рабочего» не делают, а ты тут сидишь «со школой». В старших классах понимаешь, что и мама с папой тоже так сидели с уроками, чтобы чего-то в жизни достичь. У меня мама медик. Так она всегда учится, просто «уроки» делает, когда мы с братом уже спим. Я планирую стать программистом. Поэтому учусь и в школе, и дома, и на курсах. А те, кто не хочет учиться, так они и не делают эту «домашку». Им все равно.
Думаю, чем «домашку» отменять, лучше задумались бы о перемене школьной программы. Ну, правда… Не понимаю, зачем нашим гуманитариям в выпускных классах высшмат, они, можно сказать, воют от логарифмов, ведь кроме процентов и таблицы умножения вряд ли им что-то пригодится. А нам, математикам, чем тратить время на пространные сочинения по литературе и русскому, лучше побольше часов по информатике и алгебре.
Ольга Смыкова
Фото автора