Валентина Краснощёкова с детства хотела стать учителем. Но реализовать мечту помешала Великая Отечественная война.
Когда Любовь Виноградова задумала написать книгу «Защищая Родину» о летчицах женских авиаполков, она разыскала оставшихся в живых ветеранов и много беседовала с ними. Приехала она и в Калугу к Валентине Краснощёковой. Именно ей писатель посвятила свою книгу: «Необыкновенному человеку, которого мне выпало счастье знать».
«Добровольцы, шаг вперёд!»
До начала 30-х годов Краснощековы жили в рабочем поселке Дудоровское в Ульяновском районе, потом переехали в Калугу, поселившись в доме рядом с Успенской церковью. Глава семьи, Николай Петрович, в Гражданскую войну командовал красноармейским батальоном, был ранен, прошел финскую войну, работал управляющим в лесхозе, а в 1941-м ушел воевать и не вернулся. Его жена, Надежда Петровна, до революции училась на историко-философском отделении в Московском городском народном университете имени А. Шанявского – одновременно с Сергеем Есениным, позже работала учителем начальной школы.
Валя – вторая по возрасту из пятерых детей, с отличием окончила 6-ю школу и в 1939 году поступила на исторический факультет Московского пединститута.
Сдав сессию за второй курс в июле 1941-го, вместе с другими студентами Валентина поехала под Можайск строить оборонительные укрепления. Вернулись в начале октября. Не успели начаться занятия, как комсорг курса задал вопрос, который давно ожидали: «Девчонки, хотите на фронт?» Их собрали в зале ЦК комсомола, где студентки увидели Марину Раскову – одну из первых в стране летчиц, Героя Советского Союза, живую легенду, которая занималась формирование женских авиа-полков. «Добровольцы, шаг вперед», – так закончила она свою речь. Валя, не задумываясь, шагнула.
Новоиспечённые летчицы
На призыв откликнулись десятки вчерашних девчонок, понятия не имея, что их ждет. Школьницы, студентки, фабричницы, в босоножках на белые носочки, с длинными косами и горящим взглядом. «Я чувствую, что здесь делаю то, что должна делать», – писали они домой.
Желающих было столько, что решили создать три полка: лёгких ночных бомбардировщиков, тяжелых бомбардировщиков и истребителей. Так Валентина оказалась в городе Энгельсе, в авиационной школе пилотов, а 7 ноября, приняв присягу, встала в ряды 586-го истребительного полка авиамехаником, или, как было записано в ее военном билете, «мастером по авиавооружению».
Четыре военных года Валентина Краснощекова провожала и встречала самолеты, готовила к вылету Як-1. «Надо залить воду, масло, бензин, прогреть мотор, проверить, чтобы работал. И выпустить. А потом сидишь и думаешь: всё ли сделал правильно? Пожалуй, нет ничего радостнее для механика, как увидеть приходящую с боевого задания машину. Пусть с изрешеченными плоскостями, залитую маслом, но все же вернувшуюся на свой аэродром».
Новоиспеченные летчицы были совсем девчонками, мало кто из них даже окончил десятилетку, большинство пришли в аэроклубы с заводов – как Катя Буданова, в экипаже которой служила Валя. Родители Кати рано умерли. После семи классов сельской школы ее отправили в Москву к старшей сестре. Там она пошла работать на авиационный завод слесарем и активно включилась в комсомольскую жизнь: работала с пионерами, организовала заводскую лыжную команду, поступила в аэроклуб. Потом была летная школа, где Катя осталась работать инструктором, выступления на авиационных парадах и немалое количество прыжков с парашютом. Деревенская девчонка, рабочая завода стала летчицей.
«5 января я первый раз в жизни 10 минут была в воздухе, – писала другая летчица, Женя Руднева. – Это такое чувство, которое я не берусь описывать, так как все равно не сумею. Мне потом на земле казалось, что я вновь родилась в этот день. Но 7-го было еще лучше: самолет сделал штопор и выполнил один переворот. Я была привязана ремнем. Земля качалась, качалась и вдруг встала у меня над головой. Подо мною было голубое небо, вдали облака. И я подумала в это мгновение, что жидкость при вращении стакана из него не выливается… После первого полета я как бы заново родилась, стала на мир смотреть другими глазами… и мне иногда даже страшно становится, что я могла прожить жизнь и ни разу не летать…»
Дни авиатехников проходили в тяжелом труде, который под силу не каждому мужчине, – на морозе, на ветру, в дождь и холод. Пальцы, примерзавшие к металлу, короткий сон зачастую прямо на аэродроме под чехлом самолета. Работа техников была непременным составляющим успехов в небе.
За мирное небо
Боевой путь 586-го истребительного авиационного полка начался в апреле 1942-го с обороны Саратова. Лётные экипажи патрулировали воздушное пространство, прикрывали с воздуха передвижение войск Красной Армии по железным и шоссейным дорогам, сопровождали особо важные самолёты и литерные железнодорожные составы и штурмовали наземные цели противника. Ни один из охраняемых полком объектов не пострадал от воздушного нападения противника.
Первая боевая награда Краснощёковой – за участие в Сталинградской битве в составе сводной эскадрильи полка под командованием Раисы Беляевой, где она служила в составе экипажей летчиц Екатерины Будановой и Лидии Литвяк, позже ставших Героями Советского Союза посмертно.
– Для отбытия под Сталинград отобрали эскадрилью: восемь летчиц, восемь техников, четыре ружейника, инженер, – вспоминала Валентина Николаевна. – Вот там был страх и ад. На аэродроме, куда мы сели, кто-то из мужчин заорал в ужасе: «Это же девки!» Кругом дым, горят самолеты, Волга горит: подбиты танкеры с нефтью… Летчики, необлётанные мальчишки, погибали один за другим, мы не успевали запоминать их фамилии…
Это был ежедневный бытовой героизм на пределе возможного, преодоление страха и усталости, мысли, что ты видишь боевого товарища в последний раз… По сути, каждая из этих хрупких девочек была настоящим героем войны.
«Мы жили и боролись не только за себя, но и за того парня, который не вернулся. И верили всем сердцем: мы победим!» – вспоминала Валентина Николаевна.
Писатель Борис Ласкин, побывавший в то время в одном из женских авиационных полков, в записной книжке написал: «Во время перерыва летчица-лейтенант, совсем молоденькая, с двумя орденами, тихо сидела, держа на руках кошку. Кошка мурлыкала и безответственно тыкалась мордой в орден Красного Знамени».
Потом Валентина, которой едва исполнилось 22 года, воевала в составе 73-го гвардейского истребительного Сталинградского авиаполка, пройдя с ним боевой путь от берегов Волги до Будапешта. Участвовала в Курской битве, освобождении Украины, государств Восточной Европы, в Венгрии была контужена и тяжело ранена в голову. В деревне Новий Двур в Чехословакии война для нее закончилась.
Стремление помогать
После войны, окончив в 1948 году педагогический институт, Валентина Николаевна вернулась в Калугу и стала преподавать историю в гидромелиоративном техникуме. Затем была секретарем горкома и обкома ВЛКСМ, инструктором обкома партии, редактором книжного издательства, методистом в Институте усовершенствования учителей. Работа по партийной и комсомольской линии ей давалась нелегко. «Не мое это», – признавалась она. Но выкладывалась как положено, следуя принципу: «Если не мы, то кто же?»
В 1963 году вернулась на педагогическую работу и 15 лет проработала учителем истории, директором школы-интерната № 5 для слабослышащих детей. После выхода на пенсию в 1980 году погрузилась в общественную работу – в советах ветеранов, в международном клубе «Авиатрисса», объединившем женщин, воевавших в составе авиаполков во время Великой Отечественной, участвовала в издании областной Книги Памяти и шеститомной энциклопедии «Калужане – Герои Советского Союза», была участницей Парада Победы в Москве. Награждена медалями и орденами, отмечена знаком «Отличник просвещения», ее имя внесено в книгу «Лучшие люди России».
Валентина Николаевна умерла в День учителя – в октябре 2012 года, прожив героическую и трудную жизнь длиной в 90 лет. Никогда не жаловалась, ничего не просила и была примером того, как надо любить свою Родину, свой народ, не жалеть ни сил, ни здоровья для процветания любимой страны. «Стремление помогать и быть первым всегда продлевает жизнь. Большое значение имеет идея, что жизнь должна быть лучше и лучше. А кто будет делать ее лучше, если не мы?» – сказал она в одном из своих последних интервью.
Инна Завгородняя, заведующая библиотекой №1 имени В. Маяковского:
– Валентина Николаевна – наша читательница и большой друг. Она жила в соседнем доме и приходила в библиотеку на встречи с детьми. Со временем наше общение переросло в дружбу.
Она была эрудированной, образованной, деятельной, удивительно доброй. Ее отличала необыкновенная скромность – есть необходимое, и этого достаточно. Для своих 90 лет она была энергичной, красивой, с прямой спиной, ходила без палочки.
А как ее слушали дети, когда она рассказывала о войне!.. Мы, сотрудники библиотеки, и сами заслушивались ее рассказами. Как жили на войне, что ели, про трудности быта, про Марину Раскову, о том, как трудно ждать возвращения самолета после задания, когда по звуку двигателя можешь узнать «свой». Помню, как она была счастлива, когда ей присвоили звание «Почетный гражданин города Калуги», пришла в библиотеку с красной лентой наперевес и с порога воскликнула: «Ну, девочки, гуляем!»
И в какой растерянности была незадолго до кончины, когда на тротуаре Каменного моста ее сбили велосипедисты. Ей даже не помогли подняться, просто уехали с места происшествия. После этого случая она стала реже выходить из дома…
Мы помним Валентину Николаевну и каждый год в День учителя приходим к ней на кладбище.
Анна Баранец, воспитатель школы-интерната №5 имени Ф. А. Рау:
– Валентина Николаевна пришла работать в интернат, когда он располагался еще на улице Первомайской. Старое здание, тесные кабинеты, дети сложные и неухоженные. Она терзалась сомнениями: сможет ли возглавить школу, с чего начать? И начала с того, что повела мальчиков… в баню на улицу Марата. Оказалось, что дети в раздевалке что-то украли.
Валентина Николаевна стала их призывать к совести. На что получила ответ: «Мы на вас пожалуемся в ВОГ (Всероссийское общество глухих)». «Жалуйтесь, я сама из ВОГ». Дети не поверили и пошли жаловаться. Там они узнали, что их новый директор прошла всю войну, в результате ранения потеряла слух.
После этого случая их отношение к педагогу изменилось, а сама Валентина Николаевна признавалась, что стала лучше понимать детей.
Именно она стала инициатором строительства нового здания для школы на улице Стеклянников Сад.
Она охотно рассказывала о войне, о героических летчицах, о том, как сложно было восстанавливать города после разрухи. Никогда не приукрашивала свои рассказы. Она приглашала ребят к себе домой, в маленькую квартиру на улицу Комарова, где было много книг, фотографий. Думаю, они и сегодня помнят эти долгие чаепития.
Она ведь тоже хотела летать. Но ей доверили быть авиамехаником, и эту работу она делала на все сто. Человек долга, она была очень независима и не любила обременять собой.
Валентину Николаевну очень любили как учителя. Ее уроки истории были увлекательными и интересными, она любила детей и заботилась об их судьбе.
Помню одну из наших последних встреч – после очередного мероприятия я пошла провожать Валентину Николаевну и потеряла ее. Оказалось, она стоит на крыльце школы в окружении толпы ребят, улыбается.
В день 65-летия Победы выпускники интерната вместе с Валентной Николаевной посадили во дворе рябину. Сегодня вокруг этого дерева разросся большой сад.
Ольга Коновалова