Строгого директора и талантливого учителя математики Петра Григорьевича Букатина помнят многие выпускники двух калужских школ – № 6 и № 9, в которых он проработал в общей сложности 30 лет
Пётр Букатин родился 2 сентября (16 августа) 1911 года в Ярцево Смоленской губернии. Персональный пенсионер республиканского значения. Отличник народного образования. Заслуженный учитель. Участник и ветеран Великой Отечественной войны. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
В ПОИСКАХ ЛЮБИМОГО ДЕЛА
Свою трудовую биографию будущий заслуженный учитель школы РСФСР начал в 13 лет подручным-учеником в сапожной мастерской, куда его определили родители после окончания начальной школы в 1924 году. Однако через год отец вернул Петра в деревню, где тот стал помогать ему по хозяйству, одновременно обучаясь на вечерних садово-огороднических и пчеловодческих курсах. Отец Петра до революции работал прессовщиком, мать – домохозяйка. После революции семья обосновалась в одной из смоленских деревень: крестьянствовали, вступили в колхоз.
В сентябре 1928-го, когда Петру исполнилось 17 лет, он решил обучаться столярному делу и поступил в Суетовскую художественно-столярную показательную мастерскую, успешно ее окончил и в июле 1930 года получил профессию столяра-краснодеревщика. Три года работал столяром в Ярцево при местной конторе Запстроя – на Ярцевской прядильно-ткацкой фабрике. Тяга к знаниям привела его в вечернюю школу рабочей молодежи. Больше всего ему нравились точные науки.
В сентябре 1933-го Букатину уже 21 и он студент физико-математического факультета Смоленского педагогического института.
В 1937-м дипломированного учителя по распределению направили в среднюю школу Барятинского района, относившегося тогда к Смоленской области. А уже через два месяца, по окончании первой четверти, заметив серьезность, педагогические способности и деловую хватку, назначили директором.
РЕДКАЯ ВОЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1939-й. Неспокойное время. Начинается Советско-финская война. Букатина призвали в Красную Армию. До конца сентября 1942-го он служил в 27-м истребительном авиационном полку.
У Петра редкая воинская специальность – переукладчик парашютов. В начале Великой Отечественной полк участвовал в обороне Москвы. В воспоминаниях участников войны отмечалось, что командование полка большое внимание уделяло маскировке аэродрома базирования. Лётному полю придавался вид площадки, непригодной для полётов. Для этого привлекался весь нелетный состав.
Вот что писал об этом командующий 2-й ВА С. А. Красовский: «Начальник маскировочной службы майор В. Лукьянов и солдаты аэродромных команд проявляли столько выдумки, что мы диву давались. Помню, мы с лётчиком А. Пальчиковым едва отыскали аэродром Грушки, где базировался 27-й истребительный полк. Чтобы скрыть от глаз немцев аэродром, бойцы по эскизу Лукьянова замаскировали взлётно-посадочную площадку так, что она сверху казалась изрезанной оврагами, хорошо вписывающимися в общий рисунок местности. Бойцы скосили клевер, а освободившиеся участки засыпали соломой и сожгли её. На обожжённых местах имитировали овраги, по лётному полю сделали просёлочную дорогу. Командир подполковник
В. Бобров добился строгой дисциплины маскировки – самолёты выруливали на старт прямо из капониров, что, несомненно, спасло полк от потерь на земле».
Полк являлся пятым по результативности истребительных полков Великой Отечественной войны, по количеству сбитых в воздухе самолётов противника в авиации ВВС РККА.
В апреле 1942-го младшего лейтенанта Букатина избрали парторгом батальона аэродромного обслуживания резерва главного командования. Воевал на Калининском и Брянском фронтах. В ноябре 1943-го его откомандировали на курсы по подготовке политсостава, которые окончил в 1944-м. Был представлен к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Других наград не имел. Уже много лет спустя, в апреле 1985-го, по инициативе министра обороны СССР Букатину вручили орден Отечественной войны II степени.
ШКОЛЬНАЯ СТЕНГАЗЕТА
В 1946 году, пройдя семь лет службы и войны, Петр Григорьевич вернулся к педагогической работе. Он очень соскучился по школе. Два года, с сентября 1946-го по август 1949-го, работал завучем Добрянской средней школы в Черниговской области.
А затем стал калужанином. Заведующий гороно Савонин предложил 38-летнему фронтовику Букатину должность заведующего учебной частью в школе № 6. Школа стала его вторым домом. Только за первый год он посетил 247 уроков учителей! Преподавал математику, помогал молодым учителям, руководил выпуском стенгазеты. За первый учебный год вышло 53 номера общешкольной газеты! Неординарного, с горящими глазами, активного педагога нельзя было не заметить. В 1952 году Савонин пишет представление заведующему областным отделом народного образования Сочилину и просит назначить завуча шестой школы Букатина директором четвертой мужской семилетней школы, характеризуя его как энергичного, работоспособного и инициативного человека. С этим назначением соглашается и городской комитет ВКП (б). Дает согласие и сам Букатин, но просит отложить его назначение: не может оставить школу в середине учебного года.
Завгороно настаивал на немедленном назначении, поскольку положение дел в четвертой школе требовало безотлагательного решения. Однако ее директором Букатин так и не стал. Директором семилетки назначили самого завгороно Савонина. А Букатина областная власть отправила на его место. Уходить из школы Пётр Григорьевич не хотел: чиновничья работа ему не по душе, но и отказаться коммунист Букатин не имел права.
УЮТ И ПОРЯДОК
Проработав завгороно три года, в марте 1955-го Петр Григорьевич вернулся к практической педагогике. Переводом его назначали директором школы № 6. Прежний директор, Глафира Беляева, ушла на пенсию. Они хорошо знакомы, Глафира Константиновна возглавляла шестую школу с 1948 года, а Букатин работал во время ее директорства.
По воспоминаниям учителей, с его возвращением в шестой школе многое изменилось: стало больше порядка, появились цветы на подоконниках не только в классах, но и в коридорах. Петр Григорьевич считал, что школа должна быть уютной и нарядной. При Букатине учебное заведение славилось праздником «За честь школы», к которому готовились с 1 сентября и до самой весны. Каждый класс получал задание: собирали лучшие сочинения, стихи, поделки учащихся, плакаты. Регулярно выходила общешкольная газета. Каждый класс получал особое место на общешкольной выставке в актовом зале. Выставка работ становилась итогом праздника. На нее приходили целыми классами из других городских школ, обязательно посещали и работники образования. На торжественном вечере подводили итоги, победителей награждали значками «За честь шестой школы», которые изготавливали шефы с завода КЗАМЭ.
«Петра Григорьевича и уважали, и побаивались. Он никогда не забывал спросить о данном поручении, был строг к себе и другим, отдавал много времени школе, – вспоминала о том времени учитель математики Калинина. – Мы были огорчены его переводом директором школы девять».
Действительно, Петр Григорьевич Букатин – целая страница истории шестой школы, на мой взгляд, незаслуженно забытая или просто утраченная с течением времени. Многие привыкли считать эту колоритную фигуру в калужском образовании именно директором школы № 9 имени
К. Э. Циолковского. Это действительно так. Но сначала была шестая школа – его первая и большая любовь. Приведу выдержку из записки супруги Петра Григорьевича, Валентины Петровны, которую она передала мне при встрече: «Уважаемый Виктор Иванович! Выполняя вашу просьбу, посылаю вам данные о работе Петра Григорьевича в шестой школе Калуги, где он работал с большим желанием и по возможности избегал переводов. Работал он всегда с усердием и большим уважением к профессии и коллективам школ – учителям и учащимся, и дети его тоже окончили шестую школу, так что для нашей семьи она была вторым домом и в памяти у всех нас до сих пор».
МАТЕМАТИКА – ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЫ № 9
6 апреля 1961 года, за шесть дней до полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина, будто в предчувствии наступления космической эпохи, Букатин приказом облоно переводится директором средней школы № 9 имени К. Э. Циолковского.
Я учился в девятой школе с 1-го по 10-й класс, с 1968 по 1978 гг., и хорошо помню, каким величайшим уважением пользовался этот человек – директор, педагог, воспитатель.
Малоизвестный факт: ему пришлось пройти и через выборы директора школы, когда 11 июня 1964 года заведущая облоно Н. Румянцева издала приказ об утверждении его в должности директора трудовой политехнической школы № 9 Калуги на основании протокола общего собрания педагогического коллектива по выборам директора школы. И, конечно, коллектив выбрал Букатина. И здесь директор не оставил своего увлечения школьной журналистикой – стенгазета «Ракета» стала фирменной фишкой школы. Петр Григорьевич был не только прекрасным администратором, не менее талантливо он преподавал математику. Его любили не только как директора, но и как учителя. Именно благодаря Петру Григорьевичу Букатину математика стала визитной карточкой школы Циолковского. Все знали, что в его директорском кабинете всегда есть баночка домашнего варенья, которым он угощал наиболее отличившихся в изучении математики учеников, повторяя свою присказку, что для усвоения математики варенье просто необходимо.
Помню, как во время учебы мне выпало играть роль Мальчиша-Кибальчиша в школьном спектакле. Школа выделила кусок алой материи, из которой моя мама-рукодельница сшила мне красную косоворотку. Где-то нашли настоящую буденовку. Со школьной трибуны, задрапированной под крышу хаты, я произносил в зал, заполненный старшеклассниками и учителями, знаменитые слова Мальчиша: «Сел на завалинку старый дед, опустил голову и заплакал. Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:
– Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?..» После спектакля Петр Григорьевич прошел за сцену, крепко прижал меня к себе и ничего не сказал, лишь слегка погладил по голове. Наверное, вспомнилось ему в тот момент его детство, тяжелые годы Гражданской войны, да, думаю, и военные воспоминания нахлынули. В моей памяти этот человек – суровый директор школы, которого мы, мальчишки, ужасно боялись, – остался сильным человеком с добрым сердцем и все понимающим взглядом.
НЕ ОТПУСКАЛИ
В конце августа 1976-го в возрасте 66 лет Букатин написал заявление об уходе на пенсию. Однако уже через несколько дней заведующий облоно Трошин временно, на 2 месяца, вновь назначил Букатина директором школы № 9 – «до назначения нового лица». И эти два месяца растянулись на пять лет. Подыскать достойную замену такому сильному руководителю и педагогу было непросто. Лишь 16 февраля 1981 года Пётр Григорьевич окончательно ушел со школьного двора на заслуженный отдых. В тот год ему исполнилось 70 лет. Я давно не был в школьном музее девятой, но надеюсь, что память о выдающемся директоре и замечательном педагоге будет долго храниться в стенах его школы.
Виктор КОМИССАРОВ
Благодарим Государственный архив документов новейшей истории Калужской области за помощь в работе над материалом.