Три пьесы Островского – в одной постановке студенческого театра питерского института кино и телевидения.
Бальзаминов у Островского – фигура знаковая. И сколько бы ни было постановок, а их было, есть и будет немало, в каждой Бальзаминов немного разный: то глуповатый, как говорится – дурак дураком, то представляющий себя богатым и оттого важным, с внутренним и внешним самолюбием человеком, даже немного гордец. Каков режиссер, таков и оттенок. Чего не сделаешь ради улыбки зрителя? На то она и комедия.
Матерые театралы, конечно, помнят Владимира Глазкова. Родился и вырос этот актер и театральный режиссер в Калуге. Выпускник филфака КГПИ. Студенческие годы провел в ТЮЗе. Актерствовал. А как режиссер поставил нашумевшую в конце 1970-х
«Пеппи Длинныйчулок» с живыми музыкантами на сцене. На одной из знаменитых в ту пору «Студенческих вёсен» потрясающе сыграл Остапа Бендера. Отличался и талантом пародиста. И, когда окончательно решил связать судьбу с театром, великий Георгий Товстоногов без колебаний принял калужанина на свой курс ЛГИТМиКА.
С тех пор Санкт-Петербург стал для Глазкова вторым родным домом. Окончив режиссерский факультет, он поступил в труппу Театра на Литейном. Потом были другие театры – все питерские – и роли в телесериалах. Однако связи с Калугой не терял. Поставил в местной драме несколько спектаклей. Уже много лет большой популярностью у зрителей пользуются его постановки «Шоу для настоящих леди» и «Играем в дружную семью».
Как-то поехал я в Питер – воздухом Невы подышать. В один из вечеров заглянул и к Глазкову. Когда Владимир предложил посмотреть его Бальзаминова, особого рвения не проявил. Ну, сами посудите, смотреть спектакль после фильма с Вициным в главной роли мне казалось напрасно провести время. Однако уважения ради приглашение принял, думаю, посижу, не понравится – уйду. Не ушел. И никто из зрителей не ушел. Это оказалось по-настоящему захватывающее зрелище.
Пересказывать спектакль так, чтобы читатель почувствовал атмосферу, по-моему, нереально. Сколько бы я ни говорил: халва, халва – во рту слаще не станет. Это надо смотреть! Однако отмечу некоторые особенности глазковской постановки. Во-первых, все актеры юные – все выпускники. Играют самозабвенно и точно! Да не играют, а живут! И еще одна особенность: на сцене два Мишеньки Бальзаминова. Один реальный, другой – тот, кем он себя представляет. И если реальный все время на сцене, то второй появляется, когда Мишенька воображает себя то царем, то другим важным человеком. Интересное решение! Следил за действием, которое вроде бы знаю наизусть (сам ведь в литературе не последний товарищ), открыв рот. Время от времени крутил головой, пытаясь понять – одному ли мне так интересно? Нет! И все остальные зрители, забыв о реальности, радовались и смеялись подобно мне, как дети малые.
К чему это я все? Может, стоит пригласить режиссера Владимира Глазкова с его «Женитьбой Бальзаминова» в Калугу, так сказать, на историческую родину, благо театральных подмостков целых три: ТЮЗ, ИКЦ и драмтеатр? Тем более что калужская драма практикует показы выпускных спектаклей московских театральных вузов на своих сценах. Конечно, Питер от Калуги дальше, чем Москва, но не на Марсе же. По-моему, надо пригласить. Пусть театралы порадуются.
P.S. Прочитал в интернете отзыв об этой постановке:
«Такая классная задумка про Бальзаминова
из мечт (Егор Мороз), отыграно феерично!!!
Уж сколько Бальзаминовых посмотрели, не меньше шести, в разных интерпретациях,
в разных театрах,
но тут хохотали, смеялись, веселились.
Не забудем никогда.
Кто не смотрел –
спешите видеть!»
Анатолий МАТВЕЕВ
Фото автора