Увидеть новые горизонты

В Инновационном культурном центре при поддержке регионального министерства культуры развивается уникальный проект для взрослых людей с инвалидностью – «Инклюзивная творческая лаборатория».

Создание условий для творческого развития людей с ОВЗ – один из приоритетов культурной политики на уровне государства и региона. В «Инклюзивной творческой лаборатории» пять направлений: фото, вокал, керамика, ИЗО и хореография – танцы на колясках. Занятия регулярно посещают 62 человека. ИКЦ стал экспериментальной базой, где идет поиск новых форм социокультурной реабилитации.

Искусствовед, руководитель экспозиционно-выставочного центра ИКЦ Анна Сенатова проводит занятия ИЗО для людей с ограниченными возможностями зрения. Мы поговорили о том, как искусство изменило их жизнь.

Текстуры и запахи

– Анна Иосифовна, это кажется невероятным: незрячие люди рисуют. Как такое возможно?

–  У большинства из них все же есть совсем небольшой процент зрения. Эта работа абсолютно индивидуальная, ни в коем случае нельзя подходить ко всем с одной меркой и с единой методикой. Многое зависит от возрастных и социальных категорий участников, от целей и задач. Участники нашей студии – взрослые люди, все они очень разные. Моя цель – помочь им полюбить изобразительное искусство и максимально социализироваться посредством вовлечения в творчество, преодолеть замкнутость, стигматизацию, с которой нередко сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья.

– Как проходят ваши занятия?

– Мы встречаемся один раз в неделю. Уроками эти занятия назвать нельзя – скорее, творческие встречи, на которых мы незаметно учимся. Я много рассказываю об истории искусства, о художниках. Иногда даю задание на дом: найти в интернете интересную информацию, чтобы обсудить ее на следующем занятии.

Мы активно используем возможности компенсаторики: у людей с недостатком зрения очень развито осязание, обоняние.  Взаимодействуем с разнообразными фактурами – не только бумагой, но и тканью, деревом. Я приглашаю на занятия своих друзей-художников, которые охотно поддерживают мои начинания. Анна Дементьева придумала особую методику для занятий, под ее руководством студийцы нарисовали портреты. Елизавета Кушлянская провела мастер-класс по нанесению рисунка на ткань с помощью трафарета и кисти. Каждый разрисовал для себя сумку-шопер. Это было так здорово! У нас в гостях побывал скульптор Владимир Мялькин. Он принес свои работы, а также инструменты и брусочки различных пород дерева – оказалось, они даже пахнут по-разному. Все это ученики внимательно и подробно исследовали.

Мы уже работали с гуашью, восковыми мелками, пастелью и акрилом. Скоро к нам в студию придет художник-акварелист Стэлла Алиева, и это будет для учеников совершенно новый опыт, еще один шаг вперед. У них уже возникла потребность добиваться не просто цветовых переходов, а тональностей и оттенков. Акварель подходит для этого лучше всего. Планов у нас много. Возможно, дойдем и до масляной живописи.

Процесс или результат?

– Цель «влюбить в искусство» уже достигнута?

– Да, это уже случилось, произошло потрясение искусством. Участники группы не только приходят на занятия в ИКЦ, но и собираются друг у друга дома и рисуют самостоятельно. У нас есть свой чат, в котором ведется активная переписка. Ученики постоянно присылают свои новые работы, советуются, хвалят и поддерживают друг друга. Все обзавелись личными наборами красок, карандашей, фломастеров и других изобразительных средств, хотя в студии есть все, что необходимо для занятий.

Недавно ИКЦ с помощью регионального министерства культуры закупил для нас мольберты, и это открыло совершенно новые возможности для творчества. Когда мы готовились к выставке, работали за мольбертами с холстами и акриловыми красками, как настоящие художники.

Начинали с цветовых плоскостей, а сейчас усложняем задачи. Приступили к изучению пропорций головы человека и к портрету.

– В мае в рамках фестиваля «Циолковский Фест» у ваших учеников прошла выставка.

– Когда я сказала, что мы будем готовиться к выставке, это произвело фурор. Это была первая выставка в их жизни, очень значимая, потому что ее увидело огромное количество людей. Для студийцев это был вызов и большая ответственность. Она многое им дала – прежде всего эмоциональный подъем и веру в свои силы. В то же время я считаю, что неправильно ориентировать участников группы на профессиональный результат. У нас другие задачи.

Через тернии к звездам

– С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе работы?

– Методики обучения незрячих людей рисованию существуют, но они несовершенны. Все мы, руководители направлений «Инклюзивной творческой лаборатории», постоянно учимся, погружаемся в методическую и научную литературу. В ИКЦ планируется создать банк методических разработок, которые будут выложены в свободный доступ. Наши наработки могут послужить отправной точкой для других педагогов, но, повторюсь, это кропотливая индивидуальная работа.

Кроме того, в этой деятельности есть сложности психологического и коммуникационного характера. В ней есть элементы преодоления. Нельзя заниматься инклюзивными направлениями людям, лишенным эмпатии, поскольку это сильное эмоциональное вовлечение, тесный контакт, разговоры на самые разные темы.

Изначально предполагалось, что занятия с группой ИЗО для незрячих людей будут продолжаться три месяца, но этого очень мало. Нужно работать по меньшей мере год, чтобы ученики не потеряли интереса и приобрели знания и умения. И мы будем продолжать.

– Что стало для вас главным открытием?

– То, что я действительно могу помочь людям, – пробудить в них интерес, открыть какую-то новую страницу, новый аспект, который прежде был скрыт. Когда они пришли в группу, настрой был скептический: «Мы же почти не видим, как можно нас научить рисовать?» Оказалось, что нет ничего невозможного. В группе занимается тотально незрячая девушка Даша, и мы с ней рисуем практически наощупь. На занятия ее сопровождает мама, которая страстно любит рисовать.  Даша научилась держать карандаш, пастельный мелок, научилась штриховать и получает от рисования огромное удовольствие. У нее потрясающий ассоциативный ряд, краски она узнает по запаху.  И вот она уже без моей помощи рисует фигуру человека. Это маленькое чудо.

Каждый выполняет задания в меру своих возможностей. У незрячего результат будет один, у того, кто видит чуть лучше, – другой, но это не означает, что какой-то из них хуже, – рассказывает участница студии ИЗО Галина Быкова. – В конце каждого занятия – подведение итогов, обратная связь. Анна Иосифовна находит для каждого из нас важные и нужные слова. Очень значимый момент – социализация, расширение круга общения, повышение самооценки, принятие себя и своих особенностей. Как настоящие художники, мы ездили на пленэр. Посетили Спасо-Преображенский монастырь. Нас приняли очень тепло, провели великолепную экскурсию по монастырю, где, оказывается, есть тактильные иконы. Было и чаепитие, и душевные разговоры. И, конечно же, мы рисовали.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Анны Дементьевой и Анны Сенатовой