Метаморфозы калужской драмы

Здание облдрамтеатра на Театральной площади — наследие номер один архитектуры сталинского ампира — прочно вросло в городской пейзаж. Трудно себе представить, что оно могло выглядеть иначе, находиться не там, где теперь, и даже быть частью грандиозного архитектурного ансамбля. Оказывается, могло.
Впрочем, обо всем по порядку.

Новая жизнь разрушенных городов

— Схема развития Калуги, которая начала разрабатываться еще до Великой Отечественной войны, предусматривала движение в северном направлении. Это делало улицу Кирова и ее центральную площадь не только композиционным архитектурным, но и геометрическим центром. Сразу после войны, в силу большой архитектурной насыщенности и законченности старого центра, строительство новых общественных сооружений города в этом районе признано крайне нецелесообразным.

Поэтому, когда в 1945 году всерьез занялись проектом уже нового административного центра, предложения свелись к следующему.

Во-первых, старый высокой архитектурной значимости ансамбль в составе Гостиных рядов, бывших Присутственных мест, Троицкого собора предлагалось сохранить и в разрушенных частях восстановить. Во-вторых, планируемые к постройке здания Дома Советов, Дома торговли и драмтеатра расположить на площади Коммунаров, наиболее высокой центральной точке города, с решением их в едином архитектурном ансамбле. В-третьих, замыкающие улицу Кирова круглые площади, незначительные по своим размерам, рекомендовались к застройке лишь по их периметрам.

Разработку этой реконструкции поручили команде академика Ивана Жолтовского. Об этом человеке стоит рассказать особо.

Осень патриарха

— Иван Владиславович Жолтовский к тому времени без преувеличения считался архитектурным богом. Родился в 1867 году, учился в Императорской академии художеств, еще до революции состоялся как мастер неоренессанса и неоклассицизма, стал академиком архитектуры, строил дома в центре Москвы, разработал генплан Всероссийской сельскохозяйственной выставки (предшественницы знаменитой ВДНХ), был лауреатом Сталинской премии и считался старейшиной советской архитектуры. Даже после принятия постановления «О борьбе с излишествами в архитектуре» ему многое позволялось, в отличие от других корифеев. Иван Владиславович возглавил самую большую по численности (38 человек) архитектурно-проектную мастерскую № 1, которая в 1945 году была преобразована в мастерскую-школу имени самого мэтра.

Архитектор М. Синявский так писал о своем учителе: «Это мыслитель номер один в архитектуре, самый образованный архитектор нашего времени. Огромные знания и великолепный вкус — главные качества этого мастера. Он ученый и настоящий зодчий. И хотя он многое, скорее, аккумулировал, чем генерировал, но транслировал аккумулированное осмысленно. Он говорил: „Делайте, как хотите, но делайте красиво“. Если он что-то знал, доводил это до совершенства».

Жолтовский являлся последовательным адептом палладианства — итальянской традиции в зодчестве. Причем это тяготение прослеживалось во всех работах зодчего.

В мастерской были собраны топовые архитекторы своего времени. Под единоначалием гуру, скрепленные теплой творческой дружбой людей, влюбленных в свою работу, они творили настоящие чудеса.
Для Жолтовского нереализованный проект реконструкции центра Калуги стал своего рода «лебединой песней»: никаких глобальных проектов в таком сложном градостроительном контексте, как Калуга, его мастерская уже не сделала.

Соавторы и авторы

— Весьма академичный в своих проектах Жолтовский оставил Калуге в наследство здание, которое, если приглядеться, несет в себе много мыслей для раздумий интересующихся эпохой сталинского ампира.
Архитекторы с большим опытом работы с деталями создали не просто здание, а величественный ансамбль, сочетающий драмтеатр, Дом Советов, Дом торговли вместе с жилыми домами. Прежняя площадь Коммунаров (рыхлое пятно с хаотичной застройкой) организовывалась в столичный имперский комплекс, все здания в котором «подыгрывали» главному храму искусства — театру.

Это удивительное сочетание, казалось бы, несочетаемого присуще русскому архитектурному чуду во все времена. В центре площади театр в итальянском стиле, по бокам — две проездные арки (здесь остроумная перекличка с Присутственными местами зодчего Никитина), Дом Советов со «щеками» — зданиями с круглыми стенами (тут синергия и палладианских мотивов, и завоеваний постконструктивизма, и традиций старых калужских домов XIX века).

Над концепцией трудились «жолтовцы» Ю. Шевердяев и супруги Г. Захаров и З. Чернышева. Последняя пара ассоциируется прежде всего с архитектурой метро — за разработку станции «Курская кольцевая» она получила Сталинскую премию; для ВДНХ проектировали павильон Белорусской ССР и другое. Шевердяев начинал работать с Жолтовским еще до войны, в послевоенные годы выполнил в его мастерской проекты Дома Советов в Сталинграде, кинотеатра в Сочи, отделения Геолого-географических наук АН СССР. После смерти И. В. Жолтовского он возглавил объединенную мастерскую центра Москвы — «Моспроект-2».
Итак, мастерская Жолтовского предложила к воплощению громадный градостроительный ансамбль, которым мы можем наслаждаться, увы, только в чертежах. Было реализовано здание самого театра, который по-прежнему остался в центре площади, в створе улицы Театральной, а абрис Дома Советов и Дома торговли преобразовался в комплекс жилых домов с магазинами. Площадь Коммунаров планировалась от храма Жен-Мироносиц до церкви Иоанна Предтечи, а трансформировалась в Театральную площадь с фонтаном.

Что имеем — то храним

— Если от имперских амбиций калужане отказались, то от затейливого в своем декоре театра — нет. Заключительный этап рождения Театральной площади принадлежит авторству А. Максимова и Г. Наприенко, работавших уже в рамках «Гипротеатра». Они сделали по готовому техническому заданию «жолтовцев» окончательный театральный проект.

Интересно, что Георгий Наприенко в профессиональных кругах известен как проектировщик-инноватор зданий цирков. Типовой проект, разработанный им совместно с С. Гельфер для Новосибирска в 1960-е годы, оказался настолько удачным, что по их чертежам, с различными изменениями в зависимости от ландшафта, решено было строить здания в разных городах: Брянске, Уфе, Самаре, Донецке, Кривом Роге и других.
Архитектурное решение, которое предложили Максимов с Наприенко по заветам Жолтовского, — это величественное монументальное строение, которое, даже изобилуя декоративными элементами, не перестает восхищать гармонией и соразмерностью объемов.

Окрашенное в охристый цвет, который Жолтовский называл «светоликим и лучезарным», оно воплотило в себе одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. — создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов.


«Среди специалистов есть понятие «бумажная архитектура» — существующая в виде нереализованных идей, оставшихся на бумаге. И здесь нет никакой утопии — это действительно вершина градостроительного гения Жолтовского и его школы-мастерской. Безусловно, ансамбль стал бы номером один в ряду объектов сталинского ампира и с явной заявкой на «столичность», с набором разнообразных приемов, проездных арок, ажурных наверший, арсеналом скульптурных композиций, портиков, как на здании Моссовета авторства Матвея Казакова. Жолтовский органично собрал воедино конструктор благодаря своему методу. И даже такие осколки «театральной империи», как жилые дома — наследники этого грандиозного проекта, достойны изучения.

Калужский проект Жолтовского, несомненно, оказал влияние как на сам город, так и на всю архитектуру. При Екатерине Калуга стала полигоном самых передовых инноваций от госустройства до градостроительства. Прославленный советский зодчий, как и Никитин в свое время, заложил основу дальнейшего развития города, которую реализовывали их последователи. Эта традиция живёт.


«Само здание театра строили в 1954–1957 годах, весь 1958 год заняла отделка. Внешний вид театра реализовывался в разгар указа по борьбе с излишествами, но любопытно, что сам по себе театр буквально «ломится» от изобилия роскошных деталей — парадный портик с колоннами, разнообразные пилястры, насыщенные орнаменты в итальянском стиле и даже ажурные раковины в стеновых картушах.
Интересно, что на боковых частях есть элементы — огромные арочные наличники, которые перекликаются с жилыми домами. В декоре, безусловно, присутствует актуальная советская стилистика — кукуруза, колосья, герб РСФСР, фигуры женщин, одетых в хитоны античных богинь, вооруженных творческими атрибутами — венком и книгой, и акротерии с серпом и молотом на углах фронтонов.

Такое богатство в таком количестве и качестве стало возможным и вследствие того, что в Калуге тогда процветала скульптурная фабрика, работавшая с каменным литьем.

Если приглядываться к деталям, можно увидеть множество мотивов итальянских палаццо и россыпь филигранных палладианских элементов. Если смотреть в целом — высочайший образец сталинского ампира содержит в себе много скрытых завоеваний разных архитектурных школ, спрятанных «под одеждой» классики.
Если вдруг представить, что такой великолепный архитектурный ансамбль мог быть полностью реализован в Калуге, он сразу бы вошëл в историю нашей архитектуры. Есть города, где подобные комплексные проекты были частично реализованы — в разной степени, времени и даже стилях, например в Воронеже, Симферополе и др.

Но в конечном счете судьбу проекта, как бы хорош он ни был, решает пресловутая «целесообразность». Градостроительный проект родился в то время, когда более насущной задачей для народного хозяйства было восстановить то, что было разрушено, буквально из пепла и руин. И даже постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года о простоте, строгости форм и экономичности решений впоследствии было ни при чем.


«Все в театре — от фонарей под старину до беломраморных лестниц и нарядных кресел — служит созданию удивительной атмосферы сопричастности рождению чуда творческого действа.

Нельзя не отметить роскошную хрустальную люстру и великолепный темно-красный занавес, исполненный в мастерских легендарного Большого театра.


«Театральное здание в Твери, сильно пострадавшее во время войны, капитально перестроили в начале 50-х под руководством А. Максимова. Знакомый калужанам главный вход с шестиколонным портиком, на крыше которого установлена скульптура.

Здание театра в Твери

Авторы мурманского здания — Александр Максимов, Савва Бродский и Георгий Наприенко — взяли за основу здание калужского драмтеатра, над которым они же и работали. Кстати, по одному из вариантов слева и справа от фасада располагались въездные арки, также со скульптурой наверху. Мурманский драмтеатр, введенный в эксплуатацию в 1963 году, получил не заимствованное, а собственное лицо, лишенное излишеств.

Здание театра в Мурманске

Здание театра в Петрозаводске


Ольга Коновалова, фото Антона Забродского и из Госкаталога музейного фонда РФ