Известные калужане делятся воспоминаниями о своих педагогах и наставниках
Досье: Школа: № 24 с углубленным изучением английского языка
Годы учебы: 1979–1989 гг.
Сегодня: начальник Управления по делам архивов по Калужской области, кандидат исторических наук, Почетный архивист, заслуженный работник Калуги
Опыт, молодость, строгость
1 сентября 1979 года меня привели в 1 «Б» класс школы, которую тремя годами ранее окончил старший брат. Моя первая учительница – Валентина Александровна Матюшенкова. А с 4-го классной руководительницей стала учитель русского языка и литературы Зоя Михайловна Давыдова. По тогдашним понятиям обе учительницы казались мне строгими. Сейчас я назвала бы это требовательностью – к дисциплине, к знанию предмета, к себе.
Как гуманитарию мне казалось, что учителя иногда несправедливо ставили оценки 4 и 3, и это было обидно. В своей жизни мне пришлось писать достаточно много (диссертация, научные статьи, книги историко-краеведческого характера, подготовка сборников документов), и те задатки, которые я получила в школе, и то, как я каждый раз стремилась улучшить свои знания, – несомненно, результат строгости и требовательности Зои Михайловны, за что я ей благодарна. Она не любила либеральничать. В то время в школе строго соблюдали требования к школьной форме и внешнему виду. И сами учителя эти правила неукоснительно соблюдали.
Часто вспоминаю учителя английского языка Надежду Константиновну Ефимову, которая занималась с нами со второго класса. Интеллигентная ленинградка, пережившая блокаду, с фигурой и статью балерины, всегда в простом, но элегантном костюме и на каблуках.
Она так выстраивала учебный процесс, что, если ты не готов к уроку или плохо отвечал, тебе перед ней было стыдно – она искренно огорчалась из-за неудач учеников.
Историю преподавала сначала Елена Константиновна Власова, учитель с большим стажем, и ее уроки были очень интересными. А в 7-м классе пришла Инна Валентиновна Кудряшова.
Именно тогда я влюбилась в этот предмет: молодая выпускница КГПИ сумела пробудить во мне желание не только изучать историю, но и получать удовольствие от этого процесса. Это большой педагогический дар – увлечь детей, которые, кстати, по возрасту были не намного младше учителя.
Запомнились уроки начальной военной подготовки Виктора Егоровича Изотова, руководившего клубом «Поиск», куда я пришла в старших классах. В школе был поисковый музей, мы встречались с ветеранами, ходили в походы по местам боев генерала Ефремова – так формировалось уважительное отношение к прошлому страны.
Дети перестройки
В 7–8-х классах я заинтересовалась мемуарной литературой, читала все, что можно было достать. Меня увлекал процесс поиска, систематизации новых знаний, и я выбрала для себя историко-архивный институт в Москве. Поступить туда было сложно – интерес к истории во время перестройки и гласности был огромный. Во время подачи заявлений институт охраняли чуть ли не с конной милицией – столько было желающих!
Уже в 10-м классе мы все знали, куда пойдем учиться. Была отлично налажена проф-
ориентация, учились на УПК, получая в течение двух лет профессию.
Преподаватель из учебного комбината спросила: «Куда поступаешь?» Услышав про заочное отделение историко-архивного, сказала, что поможет найти работу, связанную с историей. Позвонила в архив. Можно сказать, что благодаря ей я оказалась делопроизводителем в архиве, и вот уже почти 35 лет моя работа связана с архивной деятельностью.
Кто знает, как сложилась бы трудовая биография, если бы преподаватель машинописи и делопроизводства не проявила тогда участия к моей судьбе.
Не идеализирую ни советское время, ни систему образования, но нельзя отрицать, что школа приучала к труду и ответственности, взаимодействию в коллективе, давала основательную базу знаний. К примеру, в институте у нас не было английского языка как предмета. Когда спустя 12 лет мне пришлось сдавать кандидатский минимум по иностранному языку, я думала, что без практики все забыла, но быстро восстановила все навыки и блестяще его сдала. Спасибо моему учителю.
Уроки «Салюта»
Говоря о наставниках, не могу не вспомнить добрым словом Любовь Владимировну Павловскую, которая возглавляла во Дворце пионеров пионерский театр «Салют». Это была хорошая жизненная школа, где мы учились, ставили спектакли, с которыми ездили по районам в выходные дни. В любую погоду в выходной шли на первую электричку.
У нас были свои цеха: пошивочный, гримерно-парикмахерский, реквизитный, музыкальный. Спектакли «Дюймовочка», «Королевство кривых зеркал», «Тайна бессмертия» (о людиновских подпольщиках) с успехом шли на малой сцене Дворца пионеров, а «Карлсона» мы возили даже в Прибалтику и Одессу.
Любовь Владимировна – бывшая актриса драмтеатра и бывшая фронтовичка, была адептом железной дисциплины. Благодаря ей от опозданий я получила прививку на всю жизнь.
Она учила правильно говорить, выходить на сцену и держать аудиторию, привила нам твердость характера, умение преодолевать внутренние психологические препятствия и убеждение, что никакие обиды и перепады настроения не должны влиять на то, что ты делаешь.
Записала Ольга Коновалова
Фото из личного архива Майи Добычиной