Отсутствие полутонов

В Театре юного зрителя состоялось открытие 59-го театрального сезона

Пьесу Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» в постановке главного режиссера театра заслуженного работника культуры Калужской области Михаила Визгова заинтригованные зрители ждали с окончания 58-го. Казалось бы, спектаклю успех обеспечен.

НАИВНО-МИЛЫЕ ДЕКОРАЦИИ

ТЮЗ в очередной раз приятно удивил привлекательными, родными декорациями. Оказаться с героями в «единственном интересном и замечательном месте во всей губернии» помогают очаровательные  вишневые деревья. «Антикварная» мебель переносит зрителя в былые времена. На сцене ее немного, но в большом количестве она и не нужна. Особенно порадовал старинный шкаф. Художники-декораторы и бутафоры Т. Голованова и Ю. Леонтьева подарили приятные впечатления проделанной работой.

Отдельно отмечу художника по костюмам. Т. Голованова подобрала замечательные наряды, в том числе благодаря им персонажи получились настолько колоритными. Молодой лакей Яша (Евгений Фокин) – с эдаким примечательным бантом, а Дуняша (Елизавета Семёнова) предстала перед нами в образе «настоящей барышни». В точку попали с «монашеским» видом Вари (Яна Потапова), «парижской модой» Любови Раневской (Екатерина Крохмалева), желтыми башмаками и белой жилеткой Ермолая Лопахина (Владимир Киселёв).

Кстати, эти же костюмеры и декораторы работали над спектаклем «Майская ночь», которым завершился 58-й театральный сезон. Наивно-милые декорации, наряды и образы персонажей не оставили меня равнодушной.

В том спектакле ярко прослеживались грань между добром и злом, отсутствие полутонов. Только «черное и белое» для Гоголевской «страшилки» было уместно. Этого не скажешь о премьере «Вишневого сада».

ГДЕ ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ?

Пьесы Чехова прекрасны тем, что помогают команде театра проявить свой талант. Интерпретации Антона Павловича могут быть абсолютно разными, что дает возможность режиссеру донести свою мысль до зрителя. В этом случае мне не хватило глубины. Зато с истерией был явный перебор. Протяжно, с надрывом актеры доносили тривиальные мысли. Например, о том, как «накурено было во Франции у мамы».

На протяжении всего представления не покидало ощущение, что весь спектакль – набор донельзя странных, безумных образов, за исключением двух героев, один из которых (складывается ощущение) в конце сходит с ума, а другой и вовсе умирает. Неужели в прочтении ТЮЗа положительному или хотя бы нейтральному герою нет места?

Любовь Андреевна Раневская (Екатерина Крохмалева) внешне получилась такой, какой и задумывал ее Антон Павлович. Элегантная, хрупкая, худенькая, эмоциональная женщина, с выразительными глазами. В спектакле успешно продемонстрировали образ легкомысленной, эгоистичной, расточительной дворянки, но где же чеховские характеристики? Где доброта, отзывчивость Любови Андреевны, которые не позволяют нам однозначно отнести ее к негативным персонажам? Если режиссер хотел, забыв о полутонах, передать ребячество, даже глупость героини, у него это блестяще получилось.

«НЕ ВЕРЮ!»

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин (Владимир Киселёв) с нежностью вспоминал Любовь Андреевну Раневскую и трепетно предвкушал встречу с ней. Гадал, изменились ли милые черты с  тех времен, когда он, будучи «мальчонком лет пятнадцати», с разбитым носом прибежал к Раневской, а та, «еще молоденькая, такая худенькая», утешала его. Трогательна как сама сцена ожидания, так и забота купца о помещице, но куда же это уходит  к концу представления? Неужели алчность и гордыня смогли настолько свести с ума этого человека? Мне было действительно страшно во время его танцев и криков на сцене, но хочется по Станиславскому сказать: «Не верю!» Не могу я поверить, что нежные чувства растворились в воздухе без веских на то причин.

Фирс (Станислав Горталов) – заботливый (вспомним, как в свои 87 лет он резво выбегает из дома, чтобы потеплее укутать господ), искренне любящий хозяев слуга, буквально «душа дома», остается в закрытой усадьбе и в одиночестве погибает из-за жуткого фарса. Вместе с ним угасает и жизнь в самом поместье. Казалось бы, по Чехову все верно, но мне не хватило чего-то еще, помимо сцены с пальто, создалось впечатление, будто из милого, положительного Фирса пытались сделать вечно брюзжащего старика.

В ТЮЗе ставят любимые, радующие глаз спектакли не для взрослой аудитории, на то он и «театр юного». И вместе с тем куда же подевались полутона, дающие пищу для размышления? Премьера «Вишневого сада» собрала полный зал, зрители аплодировали стоя, но я вышла из театра в расстроенных чувствах.

P. S. Совсем недавно, в начале сентября, в Калужском ТЮЗе произошли серьезные перемены: на смену Валерии Визговой, руководившей театром более 20 лет, пришел молодой топ-менеджер Александр Николаев. Александр Геннадьевич окончил Краснодарский государственный университет культуры и искусств (мастерская Л. Д. Ковакина) и столичный РАТИ-ГИТИС по специальности «режиссер драматического театра» (мастерская Т. В. Ахрамковой). Работал главным режиссером и директором в Туапсинском Театре юного зрителя и Краснодарском Театре защитника Отечества. Интервью с новым директором ТЮЗа читайте в следующем номере нашей газеты.

Мария МОРОЗОВА

Фото ТЮЗа