Школьный альбом Андрея Капалина

Школьный альбом Андрея Капалина

Школа: № 23

Годы учебы: 1992–2002 гг.

Ныне: директор школы № 23

Школа в детском саду

– В 1992 году я пошел учиться в ближайшую к дому школу. Мой первый учитель, Татьяна Петровна Зайцева, появилась в нашем классе не сразу. Учителя менялись, да и она поработала в школе недолго – всего один выпуск. Татьяна Петровна запомнилась очень правильным профессиональным сочетанием требовательности и человеколюбия, которое так ценят дети.

Учился я хорошо, даже получил похвальный лист. О годах обучения в начальной школе остались теплые воспоминания, но больше впечатлений не от учебного процесса, а от вне-

урочной деятельности, как и, наверное, у любого ребенка. Мы участвовали в самодеятельности, театральных постановках, играли в футбол сутками напролет. Воспитательная среда в школе, несмотря на трудности переходного времени, была прекрасно организована.

Все, что происходило в стране в 90-х, отразилось и на школе. Когда я пошел во второй класс, начался капитальный ремонт, который продолжался все время, пока я учился. Помещение начальной школе отдал соседний детский сад, а когда мы окончили начальную школу, наш маленький по численности коллектив расформировали.

В среднем звене появилось много педагогов-предметников. Несмотря на то что продолжалась кадровая текучка (например, в нашем классе поменялись три классных руководителя), учиться было всегда интересно и именно тогда закладывалось в детских головах понимание, что учиться будем всю жизнь.

Тогда про меня одноклассники шутили: «Ты же директором будешь».

 

Учителя и наставники

– Увлечение историей пришло благодаря деду – героические и трагические моменты прошлого нашей страны переплелись с судьбой нашей семьи. Роль моих родных как наставников трудно переоценить. Ведь учитель  не только дает знания, но и задает паттерны поведения, что не менее важно.

Был в моей жизни Владимир Васильевич Каютов – директор, который руководил школой четверть века, в том числе в 90-е, когда это было делом особенно ответственным.  Интереснейший человек, прекрасный предметник-историк, великолепный рассказчик, он относился и к нам, и к своему предмету взыскательно.  Не могу сказать, что Владимир Васильевич повлиял на меня в плане  выбора профессии, но, размышляя о том, каким должен быть педагог  и директор школы, я часто вспоминаю именно его.

Уже будучи учителем, я познакомился с фронтовиком, учителем русского языка и литературы и завучем Василием Федоровичем Марковым. Думаю, добрым словом его вспомнит большая плеяда выпускников 23-й школы. Как он относился к детям, как понимал свой предмет, как передавал любовь к нему своим ученикам, даже как читал стихи – все производило на меня огромное впечатление.

Виктор Андреевич Кишеев – бывший директор школы. В свое время он руководил Азаровским детским домом, потом школами № 23 и 11, трудился директором Института усовершенствования учителей… И каждый год в начале сентября выступал перед школьным коллективом. Именно он заложил многие школьные традиции, которые удалось сохранить.

В моей жизни мне встречались учителя, которые свой авторитет ставили выше личности учащегося, даже «ломали» учеников. Были и такие, кто ценил себя в профессии больше, чем профессию в себе. Но даже им я благодарен за то, что они показали, как не нужно себя вести учителю.

И все же чаще жизнь сводила меня с учителями, которые были порядочными, ответственными и радеющими за свой труд людьми. Некоторые учителя, учившие меня, до сих пор работают в школе. Так сложилось, что теперь в качестве руководителя приходится делиться своими знаниями со взрослыми людьми.

Научить учиться

– Не могу не упомянуть о педагогах исторического факультета КГПИ. Уметь учиться – то, чему я сейчас учу своих учеников, – меня научили именно на истфаке. Наталья Александровна Богодарова, Наталья Олеговна Майорова –  люди, повлиявшие на мой образ мышления, мои учителя на кафедре всеобщей истории ( этой кафедры, к большому сожалению, сейчас не существует). Они сформировали научное мировоззрение и понимание, как работает история, научили мыслить глобально. Анатолий Тимофеевич Стырин, преподаватель методики, известен как составитель опорных конспектов для уроков истории, показал, как должен вести себя на уроке учитель и как строить учебный процесс.

Много талантливых ребят, моих однокурсников, стали директорами школ и кандидатами исторических наук. Когда я поступал в КГПИ, не знал, что точно буду заниматься педагогикой. Когда я был учеником, учителя бастовали, им задерживали зарплату, а когда окончил вуз – учителя  получали очень мало, пришлось и на заводе поработать, и грузчиком, и мебель собирать. Но, видимо, где-то глубоко засело: раз я оканчиваю педагогический, значит, иду работать по профессии.

Были у меня, как у молодого учителя, трудности: начиная работать после вуза в училище, непросто завоевать авторитет среди тех, кто всего на несколько лет тебя моложе. Это дается только совместной деятельностью.

И очень важно найти наставника, с которым будешь сходиться в смысловых и ценностных установках.

Не сразу попал в родную школу. Узнал, что требуется учитель, и пришел.

Спустя 10 лет учительства стал директором. Несмотря на загруженность административной работой, остались часы преподавания истории в 10-м классе, который веду с пятого. Мои ученики меня заставляют двигаться вперед, они – мои лучшие учителя, я получаю новые знания, чтобы им передать.

Какой самый радостный момент в жизни учителя? На самом деле вопрос совсем несложный. Когда понимаешь, что приносишь пользу обществу, приходишь на работу и делаешь то, что в конечном итоге меняет мир к лучшему, как бы высокопарно это ни звучало. Ты ругался с этим учеником, доказывал ему свою правоту так, что руки опускались, а потом, спустя какое-то время, он тебе говорит: слушайте, а вы ведь тогда были правы. И еще радует, когда они отдают тебе то, чем ты уже обладаешь, и становятся лучше тебя.

Важно, чтобы человек, выбирающий педагогическую профессию, помнил, что нельзя в себе убивать ребенка и  забывать о том, каким ты был в детстве..

Спасибо родной школе, что я оказался здесь. 10 лет тут учился и 13 работаю – почти четверть века из своих 38. В нашем педагогическом коллективе работают несколько бывших выпускников, есть даже те, кого когда-то учил я.  Думаю, это показательный момент, когда выпускники возвращаются в свою школу в новом качестве.

Записала Ольга КОНОВАЛОВА

Фото из личного архива Андрея Капалина