Зачем корреспондент «Калужской недели» изучает азы тактической медицины?
Курсы первой помощи были в планах уже давно. И вот однажды ночью наша семья проснулась от странного звука: что-то пролетело над домом, а потом прозвучал взрыв. Наутро мы узнали из новостей, что в нашем районе сбит вражеский беспилотный летательный аппарат. Я решила больше не откладывать важное дело и записалась на курсы по тактической медицине.
Оранжевый жгут
– Каждый должен уметь оказать первую помощь, особенно в наше непростое время, – уверен руководитель волонтерской группы «Содружество», инструктор по тактической медицине Вадим Лавриченко. – Это даст уверенность в себе вам и вашим близким, поможет преодолеть тревогу. Знания могут пригодиться даже в глубоком тылу, но особенно рекомендую пройти курсы по тактической медицине призывникам и военнослужащим, находящимся на ротации.
Волонтерская группа «Содружество» представляет в регионе федеральный проект Юрия Евича «Технологии выживания». Инструкторы бесплатно обучают калужан азам тактической медицины и начальной военной подготовки. Добровольные пожертвования участников дают возможность оплачивать материальную базу и аренду помещения.
Курс включает 30 часов
теории и практики. Это значит, что целый месяц мне предстоит учиться по полтора часа каждый будний день. Это серьезное вложение сил и драгоценного личного времени, но решение принято: учеба в приоритете, отдых и домашние дела – по мере возможности. Можно, конечно, пойти на интенсив по тактмеду и попробовать освоить все премудрости за выходные, но я выбрала более размеренный вариант.
Вадим и его коллеги за полгода обучили уже 15 групп, я попала в 16-ю. В ней мужчины и женщины разного возраста – студенты, предприниматели, служащие. Есть новички, как я, есть и те, кто уже что-то знает и умеет. С каждой парой курсантов работает инструктор или кандидат в инструктора. Сначала – объяснение и демонстрация, потом отработка на практике.
На первом занятии нам раздали оранжевые силиконовые жгуты, посоветовав всегда носить их с собой на случай непредвиденной ситуации. Это самое надежное средство остановки артериального кровотечения. Наложить жгут надо очень быстро, по нормативу – за 18 секунд, причем перекрыть поврежденную артерию нужно первым же оборотом, или туром, как говорят инструкторы.
Сразу стало понятно: научиться этому по роликам в интернете не получится. Надо обязательно делать руками и не просто делать, а доводить действие до автоматизма. Если мышечный навык не сформирован, человек в стрессовой ситуации попросту впадет в ступор, поэтому важно тренироваться еще и самостоятельно.
«Пот экономит кровь»
Это одна из любимых фраз Юрия Евича, военного хирурга, участника боевых действий в Сирии и в Донбассе, одного из основателей современной российской тактической медицины. Лекции Евича я смотрю по дороге домой, чтобы закрепить полученные на тренировках знания. Наши инструкторы учились у него.
Вадим Лавриченко во время срочной службы в рядах вооруженных сил получил военно-учетную специальность санинструктора. Когда начались события в Донбассе, он понял, что пришло время развивать и совершенствовать свои навыки и обучать других, в том числе военнослужащих.
– Знания, которые нам давали в 2005 году в сержантской учебке, относились больше к медицине госпитального этапа. Много внимания уделялось, например, десмургии – наложению повязок, а со жгутами мы почти не работали, – рассказывает Вадим. – Обучение базировалось на опыте советских военных, а опыт Юрия Евича и его последователей проверен в условиях современных боевых действий. В этом его ценность.
Занятия даются мне нелегко. Инструктор проверяет: если между жгутом и рукой или ногой можно просунуть хотя бы палец – неправильно, переделывай. От правильно наложенного жгута могут остаться синяки, при этом испытываешь сильный дискомфорт и даже боль. И надо решиться причинить ее себе или товарищу. Оказывается, «спасать» и «жалеть» – совершенно разные понятия.
Учимся действовать в так называемой красной зоне – под обстрелом противника, когда есть непосредственная угроза жизни. Подползаем к «раненому» по-пластунски, держимся в его профиле, работаем наощупь, голову не поднимаем. Иначе вместо одного «трехсотого» (раненого), будет двое «двухсотых» – убитых. Если вы когда-то делали известное упражнение «планка» – это очень на него похоже. Потом точно так же болят все группы нетренированных мышц.
Еще сильнее я почувствовала недостаток физической подготовки во время занятий по эвакуации. Раньше не могла понять, как во время Великой Отечественной войны хрупкие девушки-санинструкторы вытаскивали раненых бойцов с поля боя. Оказывается, есть специальные приемы, чтобы и товарища вытащить из-под огня, и самому не надорваться. Некоторые из них я опробовала на практике. И все же наши бабушки и прабабушки были крепкими, привычными к физическому труду. Это важно.
А мне вновь пришлось преодолевать себя. Прикасаться к чужим людям я не привыкла, а тут, как шутят наши наставники, «тактическая камасутра». Иногда приходится действовать быстро и жестко. Раз за разом отрабатывали с инструктором Настей переворот лежащего ничком человека – это необходимо сделать, чтобы осмотреть его, наложить жгут или повязку и оттащить в безопасное место. В одном из приемов нужно сильно упереться ногой в область тазобедренного сустава «раненого», по сути, пнуть его.
Я смогла правильно пнуть Настю примерно с десятой попытки. Тем, кто занимался контактными видами спорта, наверняка будет проще.
Будем реалистами!
Иногда подступает уныние: ну какой от меня прок? Как говорит Юрий Евич, в словосочетании «тактическая медицина» на первом месте стоит слово «тактическая». Это значит, что санинструктор должен наравне с бойцами бежать, нести снаряжение, стрелять, строить и маскировать укрытие, если потребуется – встать к пулемету.
– Не надо недооценивать гражданских, – говорит Вадим Лавриченко. – Наши курсанты проходят базовый курс, а потом идут в другую группу помощниками инструктора, потому что лучший способ научиться самому – научить другого. Через пару месяцев регулярных тренировок вы тоже себя не узнаете. Подготовленные по программе «Технологии выживания» инструкторы проводят тренинги в воинских частях, и им есть чему научить военнослужащих.
Нас не так много, около 150 миллионов на всю страну. Надо беречь каждого, поэтому навыки оказания само- и взаимопомощи имеют огромное значение. Но чтобы быть готовым ко всему, надо не лежать на диване, а подлечить хронические заболевания, походить в спортзал. Перефразируем известную поговорку: оптимист учит английский, пессимист – китайский, а реалист проходит курсы тактической медицины. Будем реалистами.
Занятия по тактической медицине проходят на площадке по адресу: ул. Карпова, 3, напротив областного военкомата.
Идет набор новых групп. Запись по тел. +7-960-523-40-30 – Ирина.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора