Пример мужества и стойкости

Анна Никаноровна Ерофеева активно работает в совете ветеранов Ленинского округа.

При встрече невозможно поверить, что ей 95 лет: ясная память и прекрасная речь, замечательное чувство юмора. Когда совет ветеранов организовал сбор средств в поддержку воинов-добровольцев, Анна Никаноровна приняла в нем участие. А еще она написала защитникам Отечества письмо, в котором рассказала свою историю.

Прятались на болотах

Когда началась Великая Отечественная война, Аннушке Москалевой было 13 лет. Она жила с родителями и старшим братом в большом селе в Могилевской области. В 1941 году окончила 6-й класс.

– Были каникулы, мы с девочками бегали на лугу у речки и увидели немцев – на лошадях, на мотоциклах, – вспоминает Анна Никаноровна. – Только потом узнали, что началась война.

Три года продолжалась оккупация. В двух километрах от села фашисты устроили штаб. Они ездили по окрестным деревням, грабили жителей – забирали домашний скот, птицу, ценные вещи. Ловить кур заставляли детей – самим с винтовками и автоматами было несподручно.

– Особенно злыми были полицаи. Они пьянствовали, дебоширили и издевались над нами хуже немцев. Полицаи были из своих, говорили по-русски, по-украински, по-польски. От них трудно было что-то спрятать, потому что они прекрасно знали наши обычаи, знали, что у нас есть ценного и где это искать.

Когда Анна подросла, ей и ее ровесникам стала грозить еще одна опасность – фашисты угоняли молодежь в Германию. О готовящейся облаве предупреждал односельчан староста, возвращаясь из немецкого штаба, – стучал в окошко крайней избы, а там уже ребята бежали по улице и кричали: «Немцы забирают в Германию!»

– Лошади у них были крупные, мощные. Если лечь ухом на землю, можно было заранее услышать, что фашисты едут к нам. Парни и девушки убегали от облав и прятались на болотах, – рассказывает она.

От рук оккупантов погибли родные дядя и тетя Анны Никаноровны. В 1943 году умерла, сильно простудившись, мама. Анна осталась с невесткой, женой брата, и племянниками.

– Как мы выживали – не знаю. В селе даже собак не осталось. Весной старались что-то сажать. Немцы пускали своих лошадей на наши огороды, но кое-что все равно удавалось собрать. Зимой выручали квашеная капуста и соленые огурцы: невестка спускалась в подвал и приносила миску рассола, с ним вприкуску мы ели вареную в мундире картошку. Потом не стало соли, и началась цинга, у всех выпадали зубы. В 1943 году я болела тифом, немцы тогда к нам не заходили, боялись заразиться.

В партизанском отряде

Отец Анны Никаноровны пропал без вести. Брата перед самой войной забрали на переподготовку, потом сразу отправили на фронт.

– Вестей от него не было, а в начале 1943 года он внезапно пришел – худой, обросший. Брат попал в плен, где-то под Курском вместе с товарищем спрыгнул на ходу с поезда, на котором везли военнопленных, и поймать их не смогли. Три месяца он добирался домой. Мы спрятали его в подвале, откармливали чем могли. А потом в деревне вдруг появились листовки, что надо бить врага, организовывать партизанские отряды. И брат ушел в партизаны, а потом и меня забрал в отряд, иначе угнали бы в Германию фашисты.

В партизанском отряде Анна пробыла восемь месяцев. Помогала раненым, налаживала быт, доставляла донесения. Одевшись в лохмотья, растрепав волосы и выпачкав лицо, под видом нищенки ходила

к немецкому штабу на разведку – подслушать, о чем говорят фашисты и их приспешники, узнать новости из окрестных деревень. Брат был подрывником, пускал под откос немецкие поезда. На штаб партизаны не нападали, опасаясь, что оккупанты расправятся с мирными жителями.

 

Путёвка в жизнь

– В начале апреля 1944 года нас освободили. Радость была огромная! Все наши мальчишки ушли в партизаны, а потом на фронт. Брат дошел до Берлина. В 1945 году Анна вступила в комсомол. В апреле вместе с подругами  шла пешком

30 километров до райкома комсомола, чтобы подать заявление, а 9 мая девушки снова отправились в путь – получать комсомольские билеты. Услышав из тарелки-репродуктора новость о победе, ликовали, смеялись и плакали от счастья – война кончилась!

Три года, с 1944-го по 1946-й, Анна Никаноровна проработала в колхозе. Не было ни лошадей, ни техники, но надо было выращивать хлеб. Приходилось впрягаться в плуг по восемь человек и пахать.

– Мне было 19 лет. Ни отца, ни матери в живых уже не было, и я уехала в Гродно. Путевку в жизнь дал комсомол. Наша комсомольская организация вела большую общественную работу. Мы занимались ликвидацией безграмотности, участвовали в переписи населения, решали другие важные государственные задачи. Пять лет я проработала пионерской вожатой в Гродненской школе. Мы с ребятами выезжали с концертами в военные части, там я и познакомилась с будущим мужем – офицером-фронтовиком Александром Сергеевичем Ерофеевым.

Жена офицера

Почти 30 лет Ерофеевы ездили по гарнизонам: Гродно, Брест, Шауляй, Германия, Калинин (Тверь), Самара, Уфа. Супруги воспитали троих детей – двух дочерей и сына. Сын пошел по стопам отца и стал военным, продолжили династию и двое внуков.

– Дети и семеро внуков получили высшее образование.  А правнуков у меня тринадцать! – с гордостью говорит Анна Никаноровна. В 1978 году  Ерофеевы переехали в Калугу. Александр Сергеевич хотел жить поближе к родине маршала Жукова, которым всегда восхищался. В годы войны он был связистом, и ему даже довелось общаться с Георгием Константиновичем. Александр Сергеевич трудился в Московском райисполкоме, преподавал в профессионально-техническом училище № 10, участвовал в организации работы Поста № 1.

Анна Никаноровна во время странствий по гарнизонам окончила курсы кройки и шитья, а в Калуге работала закройщиком в трикотажном ателье. За многолетний добросовестный труд имеет звание «Ударник коммунистического труда». Награждена медалью «За освобождение Белоруссии», памятной медалью «100 лет со дня образования ВЛКСМ».

Приехав в Калугу, Анна Ерофеева сразу включилась в работу совета ветеранов и продолжает ее до сих пор. Особое место занимает работа с молодежью: ветераны встречаются со школьниками и кадетами, рассказывают о войне, подают пример истинного патриотизма.

– Важно правильно воспитывать молодежь, – говорит Анна Никаноровна. – Я всегда говорю ребятам, что надо хорошо учиться и укреплять здоровье. Если вы будете здоровыми, сильными и образованными, никто нас не победит!

Софья Серебрякова

Фото из личного архива Анны Никаноровны Ерофеевой