Ахмед Дахмаль – человек в Калуге известный. Он отлично учится, марширует на сборах Юнармии, активно участвует в поисковых экспедициях, ведет рубрику о физике на телеканале «Ника». Однако не все знают, что он приехал в нашу страну всего восемь лет назад.
– Я родился в столице Йеменской Республики. Сана – это очень красивый город, – описывает Ахмед. – Из любой его точки можно увидеть горы. Рядом море. Мне нравится архитектура этой страны: дома в два-три этажа и очень красивые мечети. Стоит приехать и на это посмотреть.
Моя мама россиянка, а папа родился в Йеменской Республике. Он хорошо учился и переехал в Россию, чтобы получить образование врача. Родители познакомились во время учёбы и спустя какое-то время вместе переехали в Йемен. Я жил там почти до девяти лет. В семье мы разговаривали на русском. Я говорил свободно, но с акцентом, потому что основным языком был арабский. А порой миксовал два этих близких мне языка с английским. Когда в Йемене началась гражданская война, нас эвакуировали. И мне пришлось привыкать к жизни в новой стране.
За три месяца надо было освоить программу трех классов начального обучения! Сначала мне это казалось невозможным, но с помощью мамы я наверстал отставание. Не представляю, как она смогла так быстро научить меня и мою сестру чтению, письму и правилам! Удивляюсь её способностям. Была масса сложностей. К примеру, во время аттестации при приёме в школу мне дали задачу: надо было подсчитать, сколько в доме квартир, если там несколько подъездов. А я не знал, что такое подъезд! Ведь на моей родине почти нет многоэтажных домов. Да и форма записи, к которой я привык, отличалась от российской. Цифры мы по-другому писали, и слова не слева направо, а наоборот. Это очень сбивало!
ПЕЛЬМЕШКИ
– Я всю жизнь хотел увидеть снег, а в Йемене он не выпадает. И когда я приехал в Калугу, было холодно… Я вышел на улицу и начал лепить снеговиков. Мы с сестрой весь день играли в сугробах!
Меня удивила новая страна и русский менталитет. В Йемене мы жили в большом городе, но на нашей улице все были знакомы. Все помогали друг другу. А в России тогда было больше компьютеров и телефонов, и, возможно, поэтому не было такого близкого общения.
Была разница и в кухне. Йеменская и русская кардинально различаются. В Йемене жарко, поэтому мясо сильно приправляют перцем, чтобы дольше продержалось. Принято есть руками, сидя на полу. Супов почти нет. А ещё там много фруктов. Мы манго ели, как в России яблоки. В русской кухне мне тоже многое нравится, особенно пельмешки. Это лучшее, что придумало человечество. Еще я люблю гречневую кашу с тушенкой, приготовленную на полевой кухне. Это очень вкусно!
МОЯ МЕЧТА – ПОБИТЬ МИРОВОЙ РЕКОРД
– Несколько лет я просто сидел за партой: меня никто не трогал и я никого не трогал. Со мной начали по-настоящему общаться, когда я стал лучше учиться. У меня раскрылся талант к точным наукам, мне всегда было проще их изучать, чем языки. В математике всё логично – я понимаю, почему это так! Физику я люблю за то, что она все математические формулы связывает с жизнью. А вот с языками всё иначе. В русском языке есть очень сложное правило написания -н- и -нн-. Почему его нельзя упростить? Язык же придумывают сами люди!
В школе № 16 я начал участвовать в разных активностях. Мой наставник Олеся Юрьевна Лаврентьева предложила мне вступить в Юнармию. 19 декабря 2017 года одним из первых в регионе был создан наш отряд. Благодаря этому мой круг общения расширился! Я стал командиром. Мы участвуем в соревнованиях: бегаем по полосам препятствий, разбираем автоматы Калашникова. У меня рекорд разборки-сборки – 12 секунд! А мировой – 10. Я хочу за этот год побить его и стать рекордсменом!
Юнармия помогла мне раскрыть себя. Сейчас мне легко подойти к любому человеку, я не стесняюсь. Не могу сидеть на месте – мне обязательно нужно что-то делать. У меня сейчас лучший период в жизни. Что я буду потом вспоминать, если будет только дом и школа? Мне хочется «движухи».
– Уже два года мы ездим в Международную военно-историческую экспедицию «Западный фронт. Варшавское шоссе». Она проходит в Барятинском районе, возле Зайцевой горы. Первый год я только учился, потому что раскопки – дело серьезное. Любой обнаруженный предмет очень важен, даже ложки могли быть именными! Потом активнее втянулся в поиск.
Благодаря нашим находкам без вести пропавших может стать меньше. Это тяжелый труд – и физически, и морально. Экспедиция проходит в августе. Очень жарко. Можно несколько дней работать на одном участке и не найти никаких зацепок. Но когда они появляются, загораются глаза. Ведь война не закончится, пока не будет захоронен последний солдат.
НИКАКОЙ МАГИИ
– Если бы мне сказали пару лет назад, что я буду сниматься на телевидении, я бы не поверил. На «Нику» я попал случайно. Мой друг решил принять участие в кастинге в детскую программу «Клён», а я подумал, что не пройду. В итоге его взяли. Я пожалел, что сомневался в себе, пришел на следующий год, и всё получилось. Я решил, что мне интереснее будет вести рубрику про физику. Моя задача – не научить, а увлечь ребят! Важно показать, что физика – это не скучная наука, которая никому не нужна. Она описывает мир. Никакой магии не существует, есть просто физика.
Я хочу стать программистом. Очень интересно, когда с помощью кода получается программа. Мне нравится разбираться в сложных алгоритмах. Но я не исключаю возможности, что стану кем-то и в сфере общественной жизни. Мне небезразлична наша страна. Мне нравится общаться с людьми и быть полезным. Своё будущее я связываю с Россией. В Йемен я хотел бы съездить, но только посмотреть, не более. Я буду жить, учиться и работать в Калуге. В России очень красиво. Тут удивительная природа и люди. Меня Россия цепляет!
Ольга КУЗЬМИНА