Быть наставником – значит окрылять

Вот уже 46 лет  жизнь  Ларисы Николаевны Метлиной неразрывно связана со школой, которую она может по праву называть своей

Пока мы ждем звонка с урока, она показывает мне фотографии на стене школьного коридора. «За партой в белом фартуке и с бантами – это я. Здесь выступаю в школьном хоре. А на этом      фото – мой первый набор шестилеток. Как будто и не уходила         из школы вовсе – как пришла сюда первоклассницей 1 сентября 1977 года», – говорит педагог.

Своё, родное

Ее школьная жизнь не закончилась после 10-го класса. Окончив КГПИ им. К. Э. Циолковского, вернулась в школу № 22, но уже в новом качестве – учителем начальных классов.

– Мне везло с учителями – настоящими, совершенными, которые объединяют  в себе  любовь к делу и любовь к детям. Удивительная Рена Эдуардовна Липницкая, эмоциональная, обаятельная, заражавшая своей  любовью к словесности. Благодаря ей я «проглатывала» учебник  по литературе сразу, как только получала его осенью в школьной библиотеке. До сих пор обожаю чтение и всегда нахожу на него время.

Валентина Александровна Комарова умела каким-то невероятным образом показать красоту предмета, убедила, что математика – интересная и увлекательная наука, которую могут постигнуть даже гуманитарии. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. Уроки проходили всегда насыщенно и интересно, но без расслабления – скучать и отлынивать не приходилось.

Неудивительно, что мое вхождение в профессию было комфортным: меня звали, ждали. А когда пришла, взяла класс и стала работать. Коллеги со мной общались на равных.

Наставником Ларисы стала ее первая учительница Галина Кузьминична Бордашева. Она говорила: «Все у тебя получится, ты – учитель, только не волнуйся и не бойся».

Первый набор – шестилетки, 18 человек. В школе была спальня, игровая комната, уроков на дом не задавали, даже портфели дети оставляли в партах. Лариса Николаевна вспоминает первое родительское собрание:

– Декабрь, мороз, я иду по улице, и такое во мне ощущение счастья, что все мои дети выполнили технику чтения. Их маленькую победу  я тогда ощущала как собственную. Они наконец-то начали писать и читать – это было счастье невообразимое.

Завуч начальной школы Зоя Павловна Короткова к Ларисе была очень внимательна. Могла подсказать, как правильно составить и провести контрольную, какую литературу почитать. И все равно, когда они с Галиной Кузьминичной приходили на уроки, молодой учитель очень волновалась.

– Она была требовательной, но анализировала и разбирала мой урок так умело и тактично, что крылья после этого не складывались, а наоборот, расправлялись и хотелось взлетать. По полочкам все разложит, установит четкие рамки, которые не давали сбиться с пути:  «Делай так, и все получится». Не подтягивала тебя до уровня других,  а наоборот, говорила: только ты так умеешь, у тебя самые лучшие дети.

Педагогика – это сфера, где нельзя добиться успеха раз и навсегда, он  достигается ежедневно, и здесь очень важно не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться.         И не менее важно, когда на этом сложном пути есть люди, помогающие поверить в себя.

На пути трудностей и успехов

Молодой педагог Дарья Сергеевна Ртищева так же, как и Лариса Николаевна,  выпускница 22-й. Обе работают в разные смены в одном кабинете и обязательно находят время, чтобы обсудить произошедшее за день, посмотреть детские тетради, поговорить о трудностях и успехах.

– Дарья не перестает меня удивлять своим стремлением доходить во всех вопросах до самой сути – она в постоянном творчестве. У нее много интересных педагогических находок. Ей хочется узнавать новое и делиться полученными знаниями, – характеризует свою наставляемую  Лариса Метлина. – Интеллектуал и большая труженица,  если что-то не получается, она прочитает все возможное по тематике и перепробует. И при этом не стесняется попросить совета: «Вы как практик как считаете: этот прием будет работать?»

У нее впереди еще много педагогических открытий, а ее задору, горящим глазам и увлеченности можно позавидовать. Многие ее педагогические находки опытные педагоги с радостью возьмут на вооружение, чтобы не стоять на месте и преодолевать профессиональное выгорание.       У молодых педагогов, безусловно,  есть чему поучиться.

Лариса Николаевна считает, что наставничество можно сравнить с дорогой  с двусторонним движением – тесное объединение идей и методов опытного и молодого специалистов, взаимное обогащение для профессионального роста и преодоления трудностей.

– Быть наставником для коллеги – это не значит смотреть сверху и заниматься нравоучениями.  Это значит быть рядом, верить в его успех, увидеть и раскрыть потенциал учителя, показать ему возможные пути саморазвития, заставить поверить в себя.

По мнению Ларисы Метлиной, педагог в первую очередь должен быть примером – активным, стремящимся, инициативным и развивающимся человеком, не только учить, но и учиться самому.

– Все в нашей профессии начинается с интереса к ребенку, любви к педагогике и желания профессионально расти. Если это есть, мы увидим Учителя с большой буквы, к которому тянутся дети и с которым они проживают свою школьную жизнь счастливо. У Дарьи Сергеевны это есть в полной мере, – хвалит молодого педагога наставник. – Недавно я замещала Дарью Сергеевну пару дней. Спустя всего два месяца с начала учебы ее первоклассники многое умеют, слушают – видно, что учитель провела серьезную, большую работу.

Дарья Ртищева:

– Что для вас главное в профессии педагога?

– Умение прислушиваться к своим ученикам, видеть в них людей, достойных уважения, быть для них примером.

– Как вы мотивируете своих учеников?

– Показываю связь уроков с реальной жизнью, чтобы дети увидели на примерах применение своих знаний. Объясняю, как учёба помогает в достижении мечты.

Ольга Коновалова

Фото Антона Забродского