Школьный альбом Павла Котеловича

Школьный альбом Павла Котеловича

Горожане делятся воспоминаниями о своих педагогах и наставниках

  • Школа: № 7
  • Годы учебы: 1995–2005 гг.
  • Ныне: директор  школы № 2

«К директору не вызывали, ходил сам»

– Моя первая учительница – Наталья Михайловна Каребина. В начальной школе я заинтересовался театральными постановками. Школьным театром руководила Ирина Борисовна Колесникова.

Я участвовал в спектакле «Курочка Ряба». Пятиклассником играл в музыкальной сказке «Кот в сапогах». На конкурсе среди школьных театров мы выступали на настоящей сцене, в ТЮЗе, а мне дали главную роль – это был настоящий восторг!

Классным руководителем у нас была Татьяна Григорьевна Батурина, заслуженный учитель. Отличный предметник-математик! Увлекалась историей и краеведением, постоянно организовывала внеклассные мероприятия. Запомнилось, как мы всем классом ездили на электричке в Малоярославец. Она так увлекательно рассказывала о городе, хотя сама не калужанка!

Уроки истории вела директор Тамара Сергеевна Степанчук, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ. Школу она возглавляла 20 лет. Однажды на открытом уроке по легендам Древней Греции мне доверили играть Прометея – мы разыграли настоящий спектакль!

Как и все мальчишки, я любил побегать на переменах, но окна не бил, не хулиганил, а к директору ходил сам, как представитель класса, –  «за справедливостью». Например, в расписании нам в один день  поставили две контрольные и самостоятельную работу. И меня делегировали  к Тамаре Сергеевне.  Это очень важно для ребенка – иметь возможность поговорить с директором как взрослый и быть услышанным.

С  7-го класса активно занимался спортом, в 9-м получил разряд кандидата в мастера спорта по гребле на байдарках и каноэ. А к выпускному классу не пропускал ни одного  спортивного городского мероприятия – от плавания до лыжных гонок и спортивных игр, представляя школу.

В 11-м классе участвовал в КВН, был ведущим на школьных мероприятиях,  стал победителем городского конкурса чтецов стихов о войне, победителем конкурса «Ученик года» в номинации «Спортивный резерв».

Кем быть, каким быть?

– У меня учительская семья: и мама, и отчим – педагоги. По поводу вуза сомнений не было, стоял вопрос, какой факультет выбрать. Так и не определившись, подал заявления на два – физмат и физическое воспитание, и на оба прошел по конкурсу. Но аргументы отчима перевесили: у учителя физкультуры всегда высокая часовая нагрузка, есть собственный кабинет в спортзале и… никаких тетрадей.

Учился я в удовольствие, никогда не страдал, что надо сидеть на лекциях, и даже поступил в аспирантуру на очную форму. Работал помощником преподавателя на кафедре, а по ночам грузчиком  – времени ни на что, кроме учебы и работы, не оставалось. Как-то мне позвонила Галина Анатольевна Федорова, она искала учителя физкультуры. Шесть лет работал  в гимназии № 24. Стал победителем конкурса «Лучший специалист физического воспитания в Калужской области», лауреатом ЦФО этого же конкурса, победителем городского конкурса среди учителей физической культуры. Участие в конкурсном  движении помогло мне развиваться. Спустя три года работы в школе (это минимально возможный срок) получил высшую категорию.

Сейчас, будучи директором, я понимаю, как много зависит от администрации школы: насколько комфортно будет чувствовать себя в коллективе молодой педагог. И этот комфорт зависит не столько от материальной поддержки, сколько от понимания, что ты можешь ошибиться, но тебе укажут на ошибку как на точку роста и помогут преодолевать трудности.  А трудности  неизбежно будут. Как говорится, усы растут не сразу. Важно, чтобы на первых порах тебя не контролировали, а направляли. В гимназии я увидел этот принцип работы с молодыми специалистами, который сегодня мне помогает в работе.

И наставником должен быть педагог сильный в плане методики и умеющий доходчиво объяснять – без эмоций, с конкретикой. Это необходимый момент роста педагога.

Интересно, что мы пришли работать одновременно с моим одногруппником Кириллом Медниковым. Нам создали все условия – творите, делайте, работайте. Занимались в одном спортивном зале. Каждый ведет свой урок и смотрит урок другого, а потом на перемене обсуждаем. Методически мы были примерно одного уровня, но это взаимопосещение стало для каждого из нас важным моментом роста в профессии.

Кроме того, в памяти оставались примеры моих педагогов:  учителя русского языка и литературы Евгении Михайловны Пасканной, у которой был отлично поставлен урок в плане организации и детально продумана методика подачи знаний, и учителя физкультуры Елены Александровны Романовой. Благодаря ей я полюбил физкультуру как предмет (что это не «быстрее, выше, сильнее», а часть общей культуры человека) и, если честно, всегда хотел стать таким учителем, как она.

Чему учат дети?

– Какими качествами должен обладать хороший учитель? На мой взгляд, честность, объективность, справедливость – их наличие или отсутствие дети чувствуют особенно. И даже двойка у такого педагога воспринимается заслуженно и справедливо. Таких учителей любят и вспоминают добрым словом спустя многие годы.

К примеру, классный руководитель нашего класса была строгой и требовательной, иногда даже жесткой. Но степень этой строгости адекватно воспринимаешь лишь спустя время. Обычно ребенок такие вещи воспринимает необъективно, и требовательность может казаться противоположностью доброты. Но при этом учитель давал возможность исправить плохую оценку и терпеливо объяснял, пока не убедится, что ученик понял.  Это очень верный подход «старой школы», когда педагог несет ответственность не только за результат работы, но еще и перед обществом, а двойка «за знания» воспринимается не как результат ребенка, а недоработка учителя.

Еще, на мой взгляд, учителю необходимо быть эмоциональным. Если говорить о том, чему меня научила школа в глобальном плане, то, наверное, что честность лучше всего; что нужно иметь свою точку зрения и ее отстаивать; что надо иметь смелость принимать чужую точку зрения, если ты не прав, – это самое сложное.

Чему меня учат дети? Они могут больше. Махровый двоечник всегда имеет шанс, и, поверьте, он его оправдает. Только ребенок должен понять, что его оценили. Шанс – это не поблажка и не жалость, это значит:  я тебя ценю, я знаю, что ты вырастешь и станешь лучше. Поэтому дети учат гуманизму в самом широком смысле.

 

Записала

Ольга КОНОВАЛОВА