Чтобы увлечь своим предметом учеников, педагог должен глубоко его знать, считает Елена Клименко
Елена Александровна – учитель биологии и завуч по научно-методической работе в 24-й гимназии, преподает в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского, публикует научные работы, выступает на всероссийских и международных научно-практических конференциях. Этот список можно продолжать, однако главным из своих достижений она считает успехи учеников.
ЕЙ ВСЕГДА НРАВИЛОСЬ УЧИТЬСЯ
В школе № 15 она была в числе лучших. В 10-м классе с углубленным изучением русского языка и литературы заняла первое место на всероссийском конкурсе сочинений. Занималась в эколого-биологическом центре под руководством замечательных педагогов, настоящих ученых. Получила золотую медаль ВДНХ за выведенный новый сорт моркови. С отличием окончила биолого-химический факультет КГПУ им. К. Э. Циолковского. Поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию по специальности «экология».
– Все, что мне преподавали, я всегда воспринимала с восторгом. Мне нравится узнавать новое и сам процесс получения знаний, – рассказывает Елена Клименко. – Я до сих пор учусь. Сейчас – на курсах учителей биологии в МФТИ, которые позволяют повысить уровень не только знаний, но и понимания современной биологии как науки, чтобы быть на уровне современных мировых открытий и рассказывать детям о том, что пока не вошло в учебники.
Ее невероятная любовь к природе родом из детства – с родителями, дедушкой любили ходить в лес. Ей было интересно, как устроен этот живой сложный организм, как в нем все взаимодействует. С упоением читала книги, которые отражают жизнь природы, в том числе художественную классику –
Пришвина, Бианки. И совсем неудивительно, что она выбрала профессией преподавание биологии. Уже учась в университете, точно знала, что пойдет работать в школу.
КЛАССНЫЕ «ДИРИЖЁРЫ»
Классным руководителем Елены в школе была Ольга Николаевна Прохорова. К тому времени, когда начинающий педагог Елена Клименко после окончания университета переступила порог 24-й гимназии, сюда перешла и Ольга Николаевна. Опытный педагог стала не только коллегой, но и наставником – сначала молодого учителя биологии, а затем завуча.
– Я знала, что к Ольге Николаевне всегда можно подойти и она всегда подскажет, если нужен совет, – вспоминает о первых годах работы Елена Александровна. – Одновременно со мной работали в гимназии еще два преподавателя биологии – Людмила Григорьевна Пасечник и Алина Валерьевна Домород. Я попала в очень дружественную для начинающего учителя (и методическую, и эмоциональную) атмосферу, была возможность поговорить о трудностях и радостях, которые случаются в работе. Директор гимназии Галина Анатольевна Федорова смогла создать замечательный коллектив – дружный, доброжелательный, творческий и очень ответственно относящийся к работе. Каждый учитель – профессионал, с любовью относящийся к своему делу, умеющий тактично помочь и поддержать коллег.
Очень важным Елена Александровна считает не просто советы, а возможность прийти на урок к опытному педагогу и набраться «живого» опыта:
– На уроке, который ведет коллега, ты видишь, какие методические приемы, речевые обороты, даже изменения тембра речи он использует – «дирижирует» классом, делая урок увлекательным, легким и познавательным.
Не все и не сразу получалось у молодого педагога. Например, когда для классного руководства ей дали 7-й класс, где были сложности и с поведением, и с учебой, да и сам коллектив разобщен. Под руководством Елены Александровны они отправились на две недели на экологическую практику в заповедник «Калужские засеки». Жили в палатках, изучали местную фауну, водные организмы, наблюдали за местами обитания диких животных и восстановлением леса после пожара.
– Поначалу дети капризничали, жаловались, что им тяжело. На третий день я заметила, что они построились на утреннюю пробежку даже раньше меня. Так постепенно вошли в ритм, заданный педагогом, и потом продолжили его в «городской» школьной жизни. Сплотились, поняли, что необходимо поддерживать друг друга, научились признавать в учителе старшего и относиться к нему с уважением, – рассказывает Клименко. – К выпускному они не только догнали параллельный класс, который хорошо учился, но и перегнали их по количеству стобалльников и призеров олимпиад. Кстати, дружба у них продолжается, они до сих пор встречаются, заходят в школу.
С УВАЖЕНИЕМ К УЧЕНИКУ
Родители Елены тоже учителя, и они, безусловно, довольны, что дочь пошла по педагогической стезе.
– Мама, Валентина Ивановна, – учитель физики. Когда она пришла работать в 22-ю школу, там продолжительное время не было учителя, и ребята не прошли материал за несколько месяцев. Она спокойно и четко за оставшееся до начала следующего года время успела пройти с учениками весь материал. Очень выдержанная, отлично знающая свой предмет, она умела хорошо объяснить и спросить. Кроме того, каким бы сложным ни был ученик, она всегда предоставляла ему возможность расти дальше и с уважением к нему относилась. И даже те, у кого физика не была любимым предметом, научились учиться, работать на уроке, причем это был результат очень целенаправленной методической работы с учеником.
Папа Елены Александровны, Александр Васильевич, – преподаватель математики с серьезным научным подходом к предмету. Университетский преподаватель, последние годы перед пенсией он работал в 24-й гимназии. Видел свою задачу в том, чтобы, глубоко и скрупулёзно зная свой предмет, как можно больше знаний передать ученикам.
– Какое-то время папа преподавал в Эфиопии, – вспоминает Елена Александровна. – Дорога до школы составляла несколько километров. И он частенько шел пешком вместе с учениками, ему нравилось с ними общаться, узнавать их жизнь. Он назначал дополнительные занятия, чтобы подготовить будущих студентов к поступлению в университет, а те удивлялись, что русский ученый проводит их бесплатно. Папе всегда хотелось узнавать что-то новое, а ученики уважали его за знание предмета и умение и желание это знание передать.
УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ
Елена Александровна показывает мне родословное древо, которое составила дедушкина сестра, Павла Александровна Смолина, учитель биологии из Ленинграда.
– У рода Смолиных крестьянские корни. У прадеда, Александра Смолина, было восемь детей. Кроме Марии, которая осталась с пожилыми родителями, все получили образование и связали свою жизнь с педагогикой. Двое – Александр и Иван – окончив педагогический институт, погибли во время Великой Отечественной войны. Анна стала учителем географии. Мой дедушка, Василий Александрович, поступил в библиотечный институт, позже его взяли в политпросветучилище, он заведовал различными учреждениями культуры, а его жена, моя бабушка, Зоя Александровна, – учитель начальных классов.
Как Павла Александровна писала в своих воспоминаниях: «Удивительно, но как-то без нотаций наши неграмотные родители направляли нас быть ответственными, старательными, добрыми, щедрыми». Она вспоминала, как семья все лето работала в поле, собирали ягоды, грибы, во время сенокоса жили в шалашах, рано вставали, дружно работали, рано ложились, чтобы утром встать на работу. Дети никогда не капризничали. Во главе угла всегда были большое трудолюбие, скромность и в то же время упорство, забота, уважение к старшим, в меру – строгость.
Павла Александровна – человек огромной души. После окончания пединститута в Ленинграде она вместе с мужем уехала работать в Семипалатинск. На школьных каникулах в 1941-м она поехала в Ленинград, а мужа забрали на фронт в первые дни войны, он погиб при обороне Сталинграда. Эту любовь к одному-единственному человеку она пронесла через всю жизнь – не вышла замуж, заботилась о своих многочисленных племянниках и всю себя посвятила ученикам.
Елена Александровна, ее родители, ее сестра, Наталья Александровна, которая, кстати, также учитель в гимназии № 24, – часть огромной учительской семьи. Они собирают по крупицам сведения обо всех Смолиных, которые живут на территории бывшего СССР. А их огромное количество – ведь у прадеда было 11 братьев и сестер:
– Мы стали изучать историю наших предков, большинство из которых связаны с педагогикой. Этих воспоминаний набралось уже на целую книгу. Есть в нас нечто общее на генетическом уровне: в каждом характере – скромность, ответственность, уважение к делу, которому служишь, и большая целеустремленность.
К этому перечню замечательных качеств хочется добавить и любовь к работе учителя – той, что позволяет не только реализовать себя, но и способствовать самореализации учеников.
– Сегодня потребности детей и родителей, к сожалению, все чаще уходят в сторону от знаний. А ведь первое, зачем мы приходим в школу, – это знания, – считает Елена Клименко. – Хороший учитель имеет уважение к ученику, умеет научить и привить любовь к познанию.
Несколько лет назад Елена Александровна стала победителем городского конкурса «Учитель года». Тогда, говоря о своем педагогическом кредо, она сказала, что учитель должен быть «побудителем» – интересен сам, увлечен своим делом, проявлять интерес
к разным областям науки. Ведь, как сказал В. Сухомлинский, «чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Ольга КОНОВАЛОВА
Фото Антона Забродского