Этой идее уже более 10 лет. Появится ли шанс воплотить проект в жизнь?
В Калуге разрабатывается грандиозный 22-километровый маршрут для велосипедистов. Он может появиться на месте заброшенных железнодорожных путей Окской ветки.
НАЧАЛО
Детство калужанина Станислава Соловьёва прошло у Окской ветки. Мальчишкой он облазил все окрестности: изучал близлежащие заводы, по рельсам ходил на электричку. Вырос, получил образование историка, увлёкся велосипедным спортом. Все эти обстоятельства жизни сложились воедино – в идею калужского веломаршрута.
– Езжу на работу иногда на велосипеде. Она в 12 километрах от дома. И я передвигаюсь не по тротуарам (тогда бы всё время опаздывал), а по правой стороне проезжей части. Это быстро, удобно, но страшно.
У нас велосипедисты постоянно рискуют попасть на больничную койку только потому, что кто-то очень сильно гонит. А ещё в Калуге на тротуарах мешанина какая-то: пешеходы, самокаты, велосипеды…
Чтобы разгрузить их, нужны велодорожки вдоль всех улиц нашего города, но это далекая мечта. А вот проложить велотрассу на месте заброшенной железнодорожной ветки в Калуге вполне реально. Этот маршрут будет способствовать популяризации велодвижения, продлит велосезон. Если в Калуге появится безопасная и хорошо освещенная велодорожка, её можно будет использовать круглогодично.
ВМЕСТО СВАЛКИ
Планируется, что протяженность велотрассы составит 22 километра. Ныне заброшенные железнодорожные пути Окской ветки расчистят от зарослей и куч мусора. На месте рельсов проложат комфортные велодорожки. Правда, кое-где железнодорожное полотно собираются сохранить. В напоминание об истории этого места его запаяют в прозрачный слой современных материалов. Маршрут хорошо осветят, на всем протяжении установят лавочки, арт-объекты и даже небольшие сцены для будущих концертов и фестивалей.
– Маршрут будет интересен туристам и тем, кто увлечен историей, – уточняет Станислав Соловьёв. – На этом пути много исторических объектов, которые не входят в поле зрения наших экскурсоводов. У нас экскурсии в основном водят по старому городу.
А вот пойти по набережной, посмотреть, где был калужский Кремль, Симеоново городище, мало кто решается. Добираться сюда далеко и неудобно. Хотя эти места – жемчужина Калуги, людей там почти не бывает. Но когда появится веломаршрут, исторически важные места станут доступными и для пешеходов, и для велосипедистов. Каждая локация будет особенной.
Почему проект назван «ВелоБотинок Циолковского»? Схожесть между очертаниями маршрута и ботинком Станислав Соловьёв увидел 10 лет назад:
– Я вообще люблю далекие велопутешествия. Ездил вокруг Селигера, по маршрутам Брянск – Орёл – Калуга, Прага – Вена. И перед любой поездкой я смотрел в специальной программе космические снимки, прокладывал путь. Калужский маршрут я тоже проложил по карте. Ездил по нему, отмечал важные точки. Так и «прорисовался» ботинок. А «подарили» мы его Циолковскому как самому известному калужскому велолюбителю.
ХАЙВЕЙ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Над воплощением идеи в жизнь работает команда энтузиастов во главе с экологом Екатериной Николаевой. Она известна в городе как руководитель Калужского центра экологического просвещения и «двигатель» проекта «Мы разделяем». У Екатерины есть опыт создания подобных маршрутов. Она благоустраивала велотропу под Юхновым на территории национального парка «Угра».
Что мешает приступить к строительству «ВелоБотинка»? Первая проблема – имущественная. Процесс передачи РЖД старых железнодорожных путей городу затянулся. И всё же есть надежда, что это случится уже этой зимой. Вторая беда – отсутствие финансирования. Но команда «ВелоБотинка» собирается «заработать» на веломаршрут своими силами. Для этого важно участвовать в различных конкурсах и претендовать на федеральный грант.
– Мы сейчас в стадии проектирования, – рассказывает Екатерина. – Проведено несколько очень важных встреч с управленцами и архитекторами. Мы консультируемся с теми специалистами, которые уже строят велодорожки, например, велохайвей «Лев Толстой» в Туле. К весне 2024 года первые два километра калужской велотрассы надо будет спроектировать, а к лету – заложить первый камень на старте и начать работы.
Начальной и конечной точкой закольцованного маршрута «ВелоБотинок Циолковского» станет калужский «Кристалл». Территорию ликеро-водочного завода также собираются преобразить – превратить в арт-квартал. Здесь заработает пункт велопроката, откуда можно будет отправиться в велопутешествие, минуя Московскую площадь и опоры, оставшиеся от старого железнодорожного моста. Далее велосипедистов ждут Черемушки, Подзавалье и живописные окрестности Оки.
– Проект даст тем, кто приехал в наш город, полноценный маршрут. До Оки можно будет добраться, не садясь в машину, не будет никаких пробок. Ты просто смотришь на туристические таблички, крутишь педали и дышишь. Это как велоМКАД, только в форме ботинка. Чтобы реализовать проект, мы будем рады любой помощи калужан. Хотите включиться? Ищите нас в «ВК». Название сообщества – «ВелоБотинок Циолковского».
НАША СПРАВКА
Железнодорожная эра наступила в Калуге в 1874 году. Именно тогда открылись первое железнодорожное сообщение Ряжско-Вяземской дороги и первый калужский вокзал.
Однако через 12 лет ветка «станция Калуга – Окская пристань» была закрыта и частично разобрана по экономическим причинам. В 1908 году её восстановили. Восьмикилометровый участок соединил вокзал и пристань на Оке. Он прошёл через
Казённый винный склад, под мостом «Калужской петли», чьи «быки» сохранились до нашего времени. В основном железнодорожная ветка обслуживала товарные составы калужских предприятий.
Ольга КУЗЬМИНА