В пространстве актуального искусства Pro Art’s столичные артисты представили спектакль «Довлатов-Jam». Оба показа прошли с аншлагом. Спектакль – почти премьера, его сыграли в этом году всего несколько раз, в том числе на фестивале «Бессонница».
Получился разговор о свободе и несвободе, о том, важны ли для нее внешние обстоятельства, что побуждает людей искать счастья за океаном, – да и есть ли оно вообще, счастье? В основу постановки легли два произведения Сергея Довлатова – «Компромисс» и «Иностранка». Инсценировка, сделанная режиссерами Николаем Ильницким и Алексеем Эйдлиным, удачна. Авторы отнеслись к тексту деликатно, сделав акцент на самых «смыслоемких» моментах.
Спектакль получился насыщенный и динамичный, актуальность темы сочетается в нем с ностальгической атмосферой 70–80-х годов прошлого века. Артисты используют и цирковые приемы, и театр теней, и даже – совсем чуть-чуть – театр кукол. Все это уместно и помогает создать единое гармоничное целое.
Действие начинается внезапно: только что Николай Ильницкий предлагал зрителям выключить звук мобильных телефонов, и вот уже он – главный герой, автор, рассказчик. Артист создает образ человека, измученного абсурдом: демонстративно поднимает глаза к потолку, с размаху швыряет свой блокнот на редакторский стол. Ему все прощается за талант, имя и столичный лоск. Что-то есть в этом герое от Остапа Бендера с его склонностью к авантюрам и презрением к окружающим.
Авторы спектакля выбрали формат квартирника. Действие сопровождает живая музыка, артисты исполняют созданные актером и музыкантом Владом Волковым кавер-версии песен рок-группы «Пекин Роу-Роу», которые становятся неотъемлемой частью истории. «По улице Садовой шел парень бестолковый…» – поет артист, и таким предстает его герой – странный, бестолковый, но неотразимо обаятельный «беспринципный нонконформист» Эрик Буш.
Один из ярких моментов и довлатовского «Компромисса десятого», и спектакля – эпизод с подносом, поставивший жирную точку в журналистской карьере Буша. Артисты устроили настоящий перформанс с замедленным действием. Герой с размаху пинает злосчастный поднос, из опрокинутых чашек летит конфетти. Зрителю предлагают посмаковать этот момент, увидеть его во всех подробностях, рассмотреть выражения лиц. И фоном звучит: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Все об этом мечтали, а полубезумный Буш – сделал. Вот что такое жизнетворчество.
Женские роли в спектакле играет Мария Мелик Пасаданова. В «Компромиссе» это эпизодические персонажи, а «Иностранка» становится ее бенефисом. Историю Маруси Тарарович актриса рассказывает от первого лица – получается, по сути, стендап. Мария тонко передает суть героини Довлатова. «Номенклатурная принцесса» в ее исполнении невероятно обаятельна. У кого поднимется рука бросить в нее камень или ткнуть носом в причину всех ее невзгод – глупость и душевную пустоту? А абсурд – он и в Америке абсурд.
В финале спектакля Николай Ильницкий, вслед за Довлатовым, дает ключ к пониманию образа главного героя: он один тут живой, он автор, а остальные – всего лишь персонажи. Поэтому может себе позволить и позволяет. Разве по чину ему серьезно разговаривать с редактором, душевно дружить с Бушем или завязывать романтические отношения с Марусей Татарович? Зато он, как автор, великодушно делает ей роскошный подарок – почти голливудскую свадьбу.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото из соцсетей СДТ «Арт-арена»