На прошлой неделе в Доме музыки завершился очередной фестиваль современного искусства Tsiolkovsky Fest. Одним из его гостей стал известный кинокритик Антон Долин, рассказавший калужанам об итогах недавнего кинофестиваля в Каннах и том, чего ожидать от Года российского кино.
Многие киноманы, следившие за ходом кинофестиваля в Каннах, наверняка были разочарованы тем, что по результатам творческого соревнования за бортом награжденных оказались многие замечательные кинематографисты, представившие на него свои работы, и тем, что главная награда конкурса досталась фильму «Я, Дэниэл Блейк» британского режиссера Кена Лоуча. Этот фильм рассказывает о безработном и одинокой матери.
– Представьте себе огромный зрительный зал, в котором на официальной премьере сидят гламурные богатые хорошо одетые люди, многие из которых прилетают в Канны на собственных самолетах или приплывают на яхтах, и смотрят историю маленького человека, которая не может не трогать. Видимо, этим и объясняется выбор жюри, хотя наград заслуживали и Джим Джармуш, и Пол Верхувен, показавшие в Каннах сильные фильмы, – говорит Антон Долин. – Это кино про маленького человека, но вряд ли те, про кого оно рассказывает, составят его зрительскую аудиторию. Здесь можно провести аналогии с классической литературой. Например, повесть Достоевского «Бедные люди», романы Диккенса тоже о судьбах маленьких людей. Они тоже в свое время тронули просвещенную публику, но вряд ли дошли до того слоя людей, о котором рассказывали, поскольку большинство населения тогда не умело читать.
Тем не менее такие фильмы Антон Долин считает полезными, поскольку они обращают внимание на существующие серьезные социальные проблемы, в отличие от отечественного бесконфликтного посредственного «доброго кино», выходящего потоком на экраны кинотеатров.
– Это такая полнометражная реклама майонеза, когда после киносеанса зрителей спрашивают: как фильм, и они после паузы отвечают: добрый, потому что сказать больше нечего, не запомнилось ни содержание, ни герои, – объясняет критик.
По мнению Антона Долина, в Год российского кино не следует ожидать какого-то прорыва в отечественном кинематографе, а от фильмов, получивших поддержку государства, – высокого художественного качества.
– Я в курсе содержания заявок, которые представлялись на питчинге Фонда кино, – говорит Антон Долин. – О серьезной их содержательности и художественности говорить не приходится. Поэтому их создатели и обращаются за помощью к Фонду кино, поскольку их проекты не заинтересовали никаких независимых продюсеров и спонсоров, за счет средств которых могли быть поставлены. В свою очередь государство у нас не испытывает заинтересованности в том, чтобы показать, что у нас существует хорошее авторское кино. А вот в Румынии, например, такая заинтересованность есть, поэтому сейчас румынский кинематограф – один из ведущих в Европе. Но любая страна должна гордиться своей современной культурой. Во всем мире, например, известны наши писатели Захар Прилепин, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин. Венский театральный фестиваль в этом году посвящен современному российскому театру, и на нем представлены Константин Богомолов и Кирилл Серебряников. Правда, об успехах нашей современной литературы и театра за рубежом говорить почему-то сегодня не принято. Может быть, в следующем году мы покажем себя и в Каннах, которые выигрывали последний раз 60 лет назад. Есть определенная надежда на Андрея Звягинцева, который сейчас начинает снимать новый фильм и к следующему фестивалю должен его закончить.
Фестиваль современного искусства Tsiolkovsky Fest стал заметным явлением в культурной жизни города. В его рамках состоялось несколько интересных выставок, мастер-классов и читок пьес современных драматургов, прошла замечательная Галерейная ночь.
Николай АКИМОВ.
Фото автора.