ЧИСТОЕ искусство. В этой рубрике мы будем знакомить вас, дорогие поклонники литературы, с нашими земляками – лучшими представителями русской словесности.
В поэзии он пытается выделить зерно истины, а в жизни – объединить творческих людей, чтобы донести до нас, простых смертных, красоту поэтического слова
Ровно год назад у руля Калужского отделения Союза российских писателей встал молодой поэт Павел Тришкин, сменив на этом посту хорошо известного многим калужанам литератора Александра Трунина.
Век нынче вовсе не поэтический. Однако поэзия по-прежнему востребована. Теми, у кого развито воображение, теми, кто стремится к красоте, мыслит образно. И пока такие люди существуют, не переведутся на Земле и поэты.
– В XXI веке люди все меньше и меньше обращают внимание на окружающую красоту, – рассуждает Павел. – Недостаток воспитания, снижение уровня образования, семейный быт, погоня за прибылью, развлекательные телешоу и примитивные сериалы превращают людей в безликую бездуховную толпу. Это проблема и мегаполисов, и провинциальных городов, сел и деревень. В моменты радости и печали люди стараются найти источник, созвучный своим переживаниям. Вот тут-то и приходят на помощь музыканты, поэты и художники. Поэзия нужна сегодня как никогда. Тем более, замечаю, что люди потянулись к культуре. Думающих людей становится все больше.
Павел Тришкин неординарен во всех смыслах. С одной стороны, скромный, застенчивый человек с чуточку восточными чертами лица, выглядит моложе своих сорока с небольшим лет, высокого роста, спортивного телосложения, обладатель вполне земной профессии – учитель технологии. С другой –
творческий, мыслящий, одухотворенный, литературно одаренный, тонко чувствующий красоту слова, скрупулезно работающий над собственными стихами. Кроме того, поразительно ответственная личность с широкой открытой душой, переживающей за собратьев по перу.
На вопрос, почему местные писатели единогласно выбрали Павла своим лидером, его «старшая сестра по перу и союзу» поэт, писатель и журналист Марина Улыбышева ответила так: «А мы и не видели ему альтернативы! Умный, ответственный, добрый, бескорыстный – редчайшее нынче сочетание. Талантливые люди – писатели, как правило, замкнуты на собственном творчестве, ревностно относятся к собратьям по перу. Павел же заботится о братьях и сестрах по литературе. Вот маленький пример, который его характеризует. Много лет на свои деньги, которые откладывает с зарплаты, он выпускает альманах «Зерно». И литературные премии имени Валентина Берестова и Марины Цветаевой, которые получил за свои книги, тоже тратил на издание этих молодежных альманахов молодых калужских поэтов.
– Зачем я выпускаю альманах «Зерно»? Во-первых, это своеобразный показатель современного состояния молодой поэзии. Во-вторых, альманах дает возможность получить экспертизу, какой-то комментарий от профессиональных редакторов и мэтров. Это самый простой и понятный способ показать принадлежность к литературному сообществу, – объясняет Павел.
Чтобы достучаться до тайников людских душ, становясь для каждого близким человеком, необходимо объединить всех творцов вместе – это заветная мечта Павла Тришкина.
– Поэзия перестала быть элементом массовой культуры, как это было во времена Есенина и Маяковского. Вряд ли обычный человек назовет хотя бы трех современных мастеров слова. С чем это связано? Поменялась сама культура, способы восприятия информации. Сегодня поэзия вряд ли может существовать отдельно от других видов искусства. Ее необходимо подавать вместе с музыкой, изобразительным искусством, в совокупности со всеми современными достижениями человечества.
– Умрёт ли печатная книга в компьютерном веке? Возможно… Но не хотелось бы. И, судя по тому, что в книжных магазинах толпятся люди, в ближайшее время этого не произойдет. Интернет идеально подходит для распространения поэзии – стихи легко считываются с экрана мобильника. Однако возможность легко и бесконтрольно выкладывать свои «творения» породила огромное количество графоманов. Необходима санация литературной части Рунета, но не путем запрета, а за счет создания качественных сайтов.
Поэтов мы ценим именно за пророческий дар, за странные слова и диковинные образы, за неординарный взгляд на, казалось бы, простую ситуацию. У каждого большого поэта есть своя «фирменная» строчка, по которой его узнают.
У Тютчева: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить», у Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», у Пастернака: «Свеча горела на столе, свеча горела», у Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!», у Вознесенского: «Тишины хочу, тишины… Нервы, что ли, обожжены?», у Куняева: «Добро должно быть с кулаками». Есть такая, как мне кажется, и у Тришкина: «Так вот какое время нам досталось, соленое и горькое на вкус».
ДОСЬЕ
- Родился в 1981 г. в Республике Марий Эл.
- Родители из Калужской области. Отец – военный, поэтому семья часто переезжала. Среднюю школу окончил в Харькове.
- Учился в КГУ им. К. Э. Циолковского. Работал в школе и параллельно продавцом в магазине. В настоящее время – руководитель корпоративного отдела в небольшой фирме.
- Первая публикация состоялась в 2006 году в калужской областной газете «Весть». Публиковался в различных литературных альманахах и газетах, интернет-журнале «Пролог».
- Автор книг стихов «Птичий остров», «Помарки».
- Руководил областной литературной студией «Вега» (2015–2019 гг.).
- Составитель и организатор издания молодежного литературного альманаха «Зерно», серии «Новая поэзия Калуги».
- Обладатель приза зрительских симпатий на турнире поэтов в Коктебеле.
Александр ФАЛАЛЕЕВ
Так вот какое время нам досталось,
Соленое и горькое на вкус.
Оставишь мне свою любовь на старость,
Я выучу все счастье наизусть.
Хватая за рукав других, похожих,
Я расскажу о счастье им, быть может,
О времени, граничащем с тоской,
Так вот какое время, боже мой!
Как колокол, как душное пространство,
Как мертвый сон в окопе под Луганском,
Соленое и горькое на вкус,
Я выучу все это наизусть.
***
Осколок чашки, найденный в саду,
Обмылок белый с золотой полоской,
Как будто детства островок неброский
Внезапно оказался на виду.
В налипшей глине, смешанной с травой,
С неровными и острыми краями,
Остаток целого, случившегося с нами,
Вишневого, молочного… родной.
Беспомощный, никчёмный эпизод,
Отброшенный легко в тот угол сада,
В котором ничего растить не надо.
Никто там детства больше не найдёт.
***
Февраль переломился пополам,
погода повернула на тепло,
Иваныч курит, распахнув бушлат,
и говорит о будущем коту:
«Смотри, блохастый, будет счастье нам,
раз пережить морозы подвезло,
туда-сюда, шальной нагрянет март,
тогда нагоним пьяную мечту.
Уж будем куролесить по ночам,
орать блатные песни под гармонь,
раз до весны дожить случилось нам,
тогда и дальше вытянем с тобой».
Гуляет ветер в мутной голове,
трещит на речке ослабевший лёд,
дымок табачный тянется наверх,
да щурится заслушавшийся кот.
***
Он гибнет за своё, вам нечем крыть.
Глаза весны не сохранить сухими.
Герои умирают молодыми,
А что до нас?.. Мы остаемся. Жить.
Когда уже рубцов не сосчитать
От уходящих, близких, настоящих,
А скрипка первая, и та сыграла в ящик,
Тогда приходит наш черёд вставать.
И мы встаем. Мы не умеем так,
Как те, от нас ушедшие, умели.
Но больше некому, и мы выходим к цели.
И мы несём их души на руках.
Павел ТРИШКИН