Ещё в школе Дмитрий Майоров был увлечен радиотехникой и знал, что станет инженером. Стремления мальчишки воплотились в реальность.
А путевку в инженерную жизнь ему дал радиокружок, организованный в 15-й школе.
Придающие импульс
– Здесь я подружился с уникальными людьми: учителем физики Евгением Михайловичем Масловым и инженером одного из калужских заводов Александром Алексеевичем Корыстовым. Они посвящали детям много времени и сил, умели заинтересовать и заразить учеников стремлением к новым знаниям. После уроков мы засиживались допоздна, ведь в радиокружке работала собственная коротковолновая радиостанция, проводились игры «Охота на лис» и соревнования по радиосвязи. Время, проведенное здесь, не прошло для нас даром, – рассказывает Дмитрий Валентинович. – Все кружковцы стали впоследствии инженерами и работали на калужских предприятиях. А я для себя уже тогда решил, чем буду в жизни заниматься.
Выбрать направление Дмитрию помог отец-инженер. Сам в прошлом выпускник факультета радиоприборов, он долгое время работал во ВНИИМЭТ. На этом же факультете учился старший брат. Но Дмитрий выбрал новую тогда, перспективную и интересную специальность «Системы автоматизированного управления». Упор был на космическую отрасль, но в основе изучались системы регулирования, применимые к различному оборудованию.
– Учиться в Бауманском – значит, иметь большое количество знакомых в инженерной среде, с которыми мы до сих пор общаемся, несмотря на то что многие выпускники разъехались по разным городам. Здесь в первую очередь дают качественные, фундаментальные знания, максимально направленные на практическое применение, – вспоминает годы учебы Дмитрий.
Студенческая жизнь была насыщенной. Дмитрий занимался лыжными гонками, моржеванием, вел дискотеки и свадьбы, а по вечерам подрабатывал в торговых палатках.
По окончании института он устроился в испытательную лабораторию контроля качества продуктов, но все же хотел найти работу по специальности. А через год, в 1999-м, друзья пригласили его работать в научно-производственную фирму «Сигма». На недавно организованном предприятии работали всего три десятка сотрудников, но уже велось одновременно несколько интересных опытно-констукторских проектов.
Чем сложнее – тем интереснее
Дмитрия приняли на работу инженером научно-технического бюро № 3, где шла разработка высокоскоростного помехозащищенного модема, способного работать на расстоянии до 12 тысяч километров, перекрывая территорию всей России.
Первое время было сложно. Но этот период быстро прошел: молодой специалист попал в круг опытных инженеров, которые не просто направляли и помогали, но и где надо подтягивали в теоретических знаниях и технических вопросах, не жалея времени на разъяснения правил составления сложной технической документации.
– На тот момент только начинали работать с сигнальными процессорами. И работа эта была интересна в первую очередь своей сложностью. Кроме того, наше предприятие не передавало свои разработки, как большинство НИИ в то время, на заводы. У нас был полный цикл работ: мы разрабатывали, организовывали производство деталей и плат, монтировали, настраивали, проводили необходимые испытания, сопровождали свои разработки.
Сегодня в НПФ «Сигма» трудятся порядка 900 человек на нескольких проектных и производственных площадках. И Дмитрий Майоров, который работает здесь уже 25 лет, растет вместе со своим предприятием. Он прошел путь от инженера научно-технического бюро до начальника этого отдела, затем – до начальника научно-технического отделения № 2, далее – заместитель научного директора, а сейчас занимает должность заместителя технического директора.
На предприятии активно ведутся опытно-конструкторские работы: в год порядка трех довольно серьезных разработок – технически и конструктивно сложных, и программная часть обширная. Объемы производства растут, задач много. А значит, всегда есть потребность в молодых специалистах.
– В то время, когда я учился, преобладала теория и было мало практических занятий, да и техника сегодня колоссально шагнула вперед. Мы чертили на ватмане, а сейчас схемотехнику можно эмулировать на компьютере, не обязательно иметь ее «в железе». Мы давно и активно сотрудничаем с КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана. В марте 2001 года на предприятии организован филиал кафедры систем автоматического управления и электротехники.
Сегодня в Бауманском университете успешно работают лаборатории, где есть все возможности решать прикладные задачи. И тем не менее, даже если ты приходишь на производство с отличными знаниями, специфике приходится обучаться несколько месяцев.
Дмитрий Майоров убежден, что увлеченность делом появляется со временем.
– Бывает, приходят молодые инженеры, не вникают и очень быстро уходят туда, где, им кажется, лучше, и обещают там больше, а обучаться совсем не хотят. Молодежи хотелось бы посоветовать: не убегайте сразу в поисках лучшей работы, как только у вас что-то не получается. Есть смысл задержаться на предприятии, понять суть изнутри. Когда начинаешь вникать в работу – становится в разы интереснее, – говорит он. – Те, кто этот путь проходит, постепенно начинает решать простые задачи, мы им помогаем: указываем на ошибки, показываем, как сделать оптимально. И вот он уже грамотный сотрудник, готовый сам делиться опытом. Так и получается удовольствие от работы, которую ты понимаешь, любишь, хотя она сложная.
Навстречу ветру
Справедливости ради надо сказать, что Дмитрий поглощен не только своей работой. Вместе с несколькими сотрудниками «Сигмы» он входит в состав одного из калужских мотоклубов.
Признаться, я удивилась, узнав о таком увлечении Дмитрия: меньше всего этот спокойный, рассудительный человек похож на бородатого дядьку в кожаной «косухе». Бороды у него и правда нет, а вот байкерская куртка имеется, как и мотоцикл, которых у него несколько.
– Увлечение мотоциклами в нашей семье началось из-за отсутствия машины. «Урал» 1969 года выпуска был моим первым мотоциклом и достался мне в наследство от отца, который к тому времени купил автомобиль. А байкерских мотоциклов у меня два. Один для поездок по хорошим дорогам, другой – туристический, позволяет, когда надо, съезжать с асфальта на пересеченную местность.
Дмитрий много путешествует, в доковидные времена объехал всю Европу, одно такое путешествие – 7–8 тысяч километров. Последний раз была красивая Норвегия. Сейчас в основном путешествует по России. В этом году запланировали поезду в Пермь и на рыбалку на Волгу.
Байкерское сообщество Дмитрия – это один из калужских мотоклубов, его участников объединяет любовь к путешествиям и музыке.
– Для меня это сообщество хороших, интересных людей, лишних там точно нет, – так он говорит про свой круг общения.
Мотопутешествия – занятие преимущественно летнего сезона, а зимой они катаются на горных лыжах и устраивают музыкальные вечера для любителей виниловых пластинок разных лет.
Супруга Дмитрия Юлия к увлечению мужа относится с пониманием и не призывает мужа остепениться. Семья вместе с детьми много путешествует: летом – на юг на автомобиле, весной – майские походы на байдарках по калужским рекам. Старшей дочери Дмитрия, Елене, – 24. По профессии она режиссер кино и телевидения, работает в пресс-службе одного из министерств. Младшая, 11-летняя Алиса, увлекается плаванием и мечтает стать тренером по конному спорту.
– Дмитрий, что вам лично дает участие в байкерских поездках?
– Скорость – это адреналин, любой байкер вам об этом скажет. Получаешь удовольствие от того, что видишь вокруг. Да и бывает приятно покопаться в себе, когда едешь далеко. С одной стороны, ты в компании приятных тебе людей, и в то же время есть возможность побыть одному, в своем настроении, наедине со своими мыслями.
– Кем вы себя видите лет, к примеру, в 90?
– Наверное, буду заниматься домом, внуками и правнуками и иногда путешествовать – столько мест красивых в мире! Работать уже вряд ли буду, хотя мой отец только в 80 вышел на пенсию.
– А мотоциклы?
– А мотоциклы, как любимые игрушки, останутся со мной.
Ольга Коновалова
Фото Антона Забродского и из личного архива Дмитрия Майорова