Решаем вместе

Родители выпускников попробовали ответить на экзаменационные вопросы по истории

Минувшая суббота для мам и пап калужских одиннадцатиклассников началась необычно. Они сели за парты, чтобы на собственном опыте узнать, каково это – сдавать единый государственный экзамен по истории. Вместе с родителями одноклассников старшего сына в акции приняла участие и автор этих строк.

Реальные условия

Про ЕГЭ, особенно среди родителей, окончивших школу еще по советской системе, ходит много разговоров, большинство – с негативной окраской. Многие не понимают, как можно считать экзаменом тест, когда выпускник, он же будущий абитуриент, по сути, не показывает знаний по теме. Ну и, конечно, к самим тестовым заданиям много вопросов. «В школе такое не проходят», – все чаще говорят и выпускники, и их родители.

Четверть века назад я поступала в вуз в другой стране по тестовой системе, поэтому в целом понимала, что меня ждет на тренировочном испытании для родителей. На мой взгляд, несколько вариантов ответов на предложенный вопрос – это в какой-то мере подсказка. Кстати, со мной согласился «однокашник» по экзамену, папа одного из учеников 11-го класса школы № 45.

Но вернемся к ЕГЭ для родителей. Как рассказала нам куратор старших классов, завуч МБОУ СОШ № 45 Ольга Сластенкина, такие испытания для мам и пап выпускников проводятся ежегодно, чтобы взрослые могли понять  систему сдачи экзаменов.

– ЕГЭ для выпускников и их родителей – очень острая тема. Зачастую взрослые больше детей переживают, волнуются, да что уж там, пугаются этой системы. А есть такие, кто, наоборот, считает, что ЕГЭ – ерунда, и несерьезно относится к подготовке к экзамену. Именно для того, чтобы мамы и папы смогли понять, как происходит все на самом деле, Рособрнадзор проводит акцию «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями». Условия проведения максимально приближены к реальным, – рассказала Ольга Викторовна.

На самом деле все так и было, разве что камеры видеонаблюдения не передавали информацию из аудитории в центр наблюдения. Уже на входе нас попросили оставить в отведенном месте личные вещи и взять в аудиторию только паспорт и черные гелевые ручки (именно этот цвет считывает система). «Болеющим» разрешили пронести медикаменты, воду и шоколадку, поскольку экзамен длится

3 часа 30 минут. Впустили на «экзамен» и опоздавших, но из экзаменационного времени вычли время опоздания. Аудиторные наблюдающие, на ЕГЭ это обычно преподаватели предмета, отличного от данного экзамена (русоведы контролируют математику, историки – английский и т. д.), прошедшие специальную подготовку, провели инструктаж. Они рассказали нам, что за разговоры, попытку списать могут удалить из аудитории, объяснили, как заполнить бланки регистрации и как работать с бланком ответов. Раздали контрольно-измерительные материалы, отметили на доске время начала экзамена. И мы стартовали.

Не так страшен чёрт?

Признаться, я боялась сдавать ЕГЭ: мне казалось, что знания по предмету уже подзабылись, даты не вспомню. Но дух авантюризма и переживание за сына, а еще желание сравнить системы сдачи экзамена в Узбекистане и в России оказались сильнее страха. И вот листы с КИМами у меня в руках. Оказалось, не так страшен черт, как я его себе намалевала. И память работает как надо, и события новейшей истории, которая создается на наших глазах, не могут не отложиться в голове. Мне попался вопрос об участнике СВО Артеме Жоге, а супругу, который сидел за соседней партой, – об Ольге Качуре. Самым сложным, на мой взгляд, было быть внимательным к вопросу. К примеру, на листе изображена памятная медаль с запуском первого искусственного спутника Земли и задан вопрос: во времена какого Генсека КПСС она была выпущена. Первый ответ на поверхности – Хрущев. Но подвох кроется в деталях. Памятная медаль была выпущена к 15-летию запуска спутника. И тут уже верен ответ «Брежнев». Пообщавшись с «одногруппниками» после экзамена, мы пришли к выводу, что, стремясь быстро ответить, не обращая должного внимания на детали, некоторые и погорели.

Но порадовала возможность исправить ответ. «Узбекская» система такого не допускала. А на ЕГЭ можно исправить шесть ответов, для этого есть отдельная графа.

Родители выпускников 11-х классов школы № 45 в тестовые 40 минут уложились. Выходя из класса, делились впечатлениями, все боялись показать плохой результат. Но проверка собственных знаний порадовала.

Всё получится

Когда «ЕГЭ для родителей» завершился, Ольга Сластенкина еще раз попросила мам и пап выпускников не поддаваться стрессу, успокаивать ребят, которые паникуют, или, наоборот, контролировать тех, кто думает, что все и так знает, и излишне расслаблен.

– Важно соблюдать баланс. Ребята должны и заниматься, и на свежем воздухе гулять. Нужна физическая активность и разгрузочные дни. Но самое главное – ребенок должен верить в себя и знать, что рядом любящие люди, которые принимают его таким, какой он есть, независимо от числа ошибок или побед, – напутствовала она родителей.

Поучаствовав в сдаче экзамена, я сделала вывод, что наши дети готовы к нему лучше, чем мы. Система ЕГЭ отличается от экзамена с банальным тестированием, которое проходила я при поступлении. Есть вопросы, на которые нужно дать развернутые письменные ответы. И подсказки в виде вариантов ответов тут уже не помогут. Одно знаю точно: впереди у мам и пап выпускников нелегкая пора. Переживания необходимо держать в узде и не дать запаниковать своему ребенку. Ведь, как утверждают педагоги, большинство ошибок дети допускают из-за стресса, а вовсе не от незнания предмета. Так что в ближайшие до экзаменов два месяца дети будут закреплять изученное, а мамы и папы, скрестив пальцы, как мантру, будут повторять: «Все у нас получится!»

Советы психолога

Как рассказала на специализированном портале психолог-психотерапевт, руководитель Центра трудных подростков Анна Хоботова, задача родителей в период подготовки к ЕГЭ – минимизировать количество стрессовых ситуаций у ребенка.

– Нужно больше с ним общаться, беседовать на самые разные темы. Говорить, что от того, как он сдаст экзамен, зависит становление в карьере и профессиональное будущее, но при этом нельзя перегибать палку, быть жестким, требуя сдачи на максимальный балл. Здесь важно сохранять золотую середину: с одной стороны, мотивировать на выбор профессии, обсуждать ее, говорить, что она важная и почетная, с другой – не давить на ребенка, не запугивать его, – говорит Анна Хоботова.

Семья, по мнению психологов, должна стать тихой гаванью, местом безопасности для подростка. Дома он может морально и эмоционально отдохнуть, поспать, посмотреть телевизор, почитать книгу.

За день до экзамена дайте ребенку отдохнуть. Нет необходимости в ночь перед ЕГЭ учить недоученное. По мнению экспертов, это не поможет выучить дополнительный материал, а может еще и навредить.

– Ну и самое главное – необходимо продумать план действий на случай, если результаты экзамена окажутся не такими, как ожидалось. Неидеальная сдача экзаменов – это не приговор. Ведь можно попробовать поступить через год или выбрать другую специальность, – уверена специалист.

Ольга СМЫКОВА

Фото автора и Снежаны Кривцовой