От барокко до рока

Виолончелисты Мария Горячева, Михаил Грибков, Вячеслав Астафьев и Александр Беляев представят калужской публике новую программу из цикла «Соединяя музыкою поколенья»

В ближайшую субботу, 6 апреля, поклонникам хорошей музыки представится уникальная  возможность побывать на концерте замечательного калужского ансамбля виолончелистов, исполняющих музыку разных жанров и эпох. Накануне концерта наш корреспондент побывала на репетиции ансамбля и побеседовала с его лидером Марией Горячевой.

Вдохновила Apocalyptica

– Мария Владимировна, теперь я точно знаю, виолончель – это инструмент с поистине безграничными возможностями! Как пришла идея создать ансамбль?

– Она у нас была уже давно. Мы любим самую разную музыку, а возможности у такого состава очень широкие, можно играть все что угодно: классику, рок, джаз, фолк. Отчасти вдохновила финская группа Apocalyptica: три виолончелиста и ударник исполняют кавер-версии композиций известных метал-групп. Мы играем в том числе их произведения, но нам важно исполнять еще и классическую музыку. В первом отделении концерта звучит именно она.

Впервые мы вышли на сцену полтора года назад, а в апреле 2023-го представили публике первую программу виолончельной музыки. Играем не только вчетвером, но и дуэтом, соло. Виолончель звучит в сочетании с роялем и органом, с камерным оркестром.

Подобные ансамбли появляются, я думаю, во многих городах. Самый известный коллектив, созданный российскими музыкантами, – Rastrelli Cello Quartett. Мы тоже стремимся популяризировать любимый инструмент – виолончель.

– Представьте, пожалуйста, участников ансамбля.

– Первая виолончель – Михаил Грибков, выпускник Тамбовского музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова. Когда-то в музыкальной школе я была его первым педагогом. Вячеслав Астафьев – ученик моей мамы, Лии Георгиевны Антиповой, тоже учился в Тамбове. Все мы артисты Муниципального камерного оркестра. Александр Беляев  в Калуге известен больше как виртуоз ударных инструментов – играет во многих коллективах, в том числе в оркестре Романа Азатова. Однако по первой специальности он виолончелист, выпускник Государственной классической академии имени Маймонида. В нашем ансамбле он совмещает эти две роли. На концерте к нам присоединится виолончелистка из Москвы Анна Манакова, она тоже окончила Еврейскую академию.

Мечта о скрипке

– Мария Владимировна, калужане знают вас как музыканта и педагога. А каким был ваш путь в музыке?

– Я из музыкальной семьи. Отец был музыкантом- народником, баянистом. К сожалению, он рано ушел из жизни. Мама – педагог по виолончели. Но, несмотря на это, я не планировала связывать свою жизнь с музыкой. Думала поступать на иняз, филологический или исторический факультет. Спасибо маме, которая поначалу буквально заставляла ходить в музыкальную школу. А когда мне исполнилось 14, у меня вдруг появилось огромное желание заниматься музыкой и стать профессиональным музыкантом. В школе, а потом и в музыкальном училище моим педагогом была Любовь Николаевна Прозоровская. Высшее музыкальное образование я получила на факультете культуры и музыкального искусства МГГУ им. М. А. Шолохова.

– Виолончель, конечно же, выбор мамы?

– В пять лет я очень хотела играть на скрипке, но мама твердо сказала: нет. Ей хотелось, чтобы я пошла по ее стопам. И я за это ей благодарна. Все-таки скрипка очень нефизиологична. Я пробовала играть на ней во взрослом возрасте – это ужасно тяжело. Многие педагоги считают, что скрипачу нужна постоянная тренировка с 5–7-летнего возраста, как в балете. Только тогда сформируется правильное положение плеч и рук, поворот головы. А занятия виолончелью можно начать и в 11–12 лет.

Много лет я продолжаю мамино дело – преподаю в ДШИ № 1 им. Н. П. Ракова, в том классе, где она проработала всю жизнь.

На фоне заката

– Вернемся к предстоящему концерту. Летом вы сняли красивый видеоклип на кавер-версию песни Sleeping Sun другой финской группы – Nightwish. Расскажите о работе над ним.

– Начало клипа снимали на балконе Дома музыки, а потом сели в машины и поехали в Перемышль, на площадку у озера Бездонное, где открывается вид на прекрасные старинные храмы. На закате переместились в поле. Видеоряд показывает красоту уходящего лета и заходящего солнца – это иллюстрация к бессюжетному, эмоциональному, полумистическому тексту Nightwish.

Виолончель в роли балалайки…

– Какие произведения услышат зрители 6 апреля?

– Мы соединяем музыкой даже не поколения, а целые музыкальные эпохи, представляем разные музыкальные стили и жанры. Начнем с музыки барокко, а закончим лихим роком. Мы не ограничиваем себя рамками какого-то одного направления. Нам интересны произведения глубокие, музыкально богатые, которые позволяют раскрыть все возможности виолончели.

В программе прозвучит феерическое произведение Антонио Вивальди «Гроза» – третья часть концерта «Лето» из цикла «Времена года». Это произведение для скрипки соло и камерного оркестра, но в этот раз на сцене будут четыре виолончели и ударный инструмент кахон. Мы с Михаилом поделили скрипичную партию, другие музыканты выступят в роли оркестра.

Исполним и две русские народные песни – «Лучинушка» и «Светит месяц». Мы взяли за основу обработку Сергея Асламазяна для струнного квартета и переделали ее для четырех виолончелей.

– Я могу представить «Светит месяц» на балалайке, но не на виолончели.

– Мы имитируем звук русских народных инструментов при помощи приемов игры, например пиццикато. Для исполнения музыки эпохи барокко тоже есть особые приемы. Их мы переняли у коллег, которые играют на старинных инструментах, например виоле да гамба, предшественнице современной виолончели.

…и электрогитары

– А как на классическом инструменте сыграть рок-музыку с ее специфическими звуковыми эффектами?

– Первое отделение мы обычно играем акустикой, а во втором используем «роковый» тюнинг инструмента – специальные устройства для получения эффекта «дисторшн» – сиплого искаженного звука. Но далеко не всегда рок-музыка связана с такими «спецэффектами», есть прекрасные оркестровые аранжировки The Beatles, Queen, Led Zeppelin.

– Аранжировки вы пишете сами?

– Ноты для квартета виолончелистов найти трудно, их очень мало. Часто берем за основу готовые аранжировки из открытых источников и тщательно их адаптируем. Иногда произведение нам интересно, а нот нет – тогда снимаем его с диска, как, например, музыку к фильму «Бой с тенью» Apocalyptica.

У каждого из нас слух, близкий к абсолютному, поэтому мы можем записать нотами любую мелодию, которую слышим. Потом начинается коллективное творчество: играем, слушаем, думаем, предлагаем варианты. Так рождается аранжировка. Это долгий и сложный процесс. На подготовку концерта уходит около полугода. Поэтому буквально на следующий день после премьеры надо начинать думать о новой программе.

 

Екатерина Шевелева

Фото из архива Марии Горячевой