Вкусное калугаведение журналиста Урусова

Речь пойдет не о поварском искусстве. Хотя формат, который придумал известный калужский краевед, писатель и журналист для своих публикаций, можно назвать вкусным

Истории, написанные Алексеем Урусовым, доступны и познавательны, в них хочется вчитываться, с ними хочется спорить. Они действительно живые. Кто-то наверняка ему не верит, а другие, побывав на увлекательных экскурсиях, задают один и тот же вопрос: будут ли открыты новые тайны старой Калуги? Сам Алексей об успехе семейного проекта говорит, что он здесь совершенно ни при чем – если бы не жена Наталья Новосельцева, ни одна его книга не была бы написана и не стала бы популярной.

От Калуги космической к Калуге мистической

— Алексей, когда начался ваш интерес к тайнам прошлого нашего города?

— Очень рано. Когда мы прощались с детским садом, моя воспитательница Таисия Михайловна подарила мне книгу «Калуга космическая» с дарственной надписью. Тогда она только вышла в печать, в 1979 году. Помню, как я ее читал и меня охватывало чувство соприкосновения с новым знанием.

– Предполагаю, что любимым предметом в школе была история.

– В школе № 23, где я учился, был замечательный учитель Александр Евгеньевич Казачинский – уникальный педагог и интересный человек, много знающий и умеющий своими знаниями поделиться. Он не просто помог полюбить свой предмет, но и сумел показать, что история – это не только даты и исторические события, а именно уважение к прошлому страны.

А в 1986 году я прочитал в газете «Молодой ленинец», что Клуб помощи памятникам старины «Добрая воля» набирает в свои ряды волонтеров.  Эдакий прообраз сегодняшнего «Том Сойер Фест», когда школьники, студенты, просто неравнодушные к судьбе города люди объединяются, чтобы заниматься практической историей. Мы собирались на улице Театральной, помогали готовить к реставрации здания – ротонду возле православной гимназии, Троицкий собор, палаты Коробовых.

И, конечно, мы общались, узнавали историю этих мест и зданий. Тогда я, школьник, познакомился со многими интересными людьми – Юрием Ивановичем  Зельниковым, Александром Сергеевичем Денпровским. Каждый выходной мы ездили по области – в Городню, Авчурино. В то время я и стал собирать заметки по истории Калуги, хотел написать книгу. Завел тетрадку, просиживал часами в областной библиотеке, с упоением читал краеведческую литературу – Дмитрия Малинина, Генриетту Морозову.

– Такому увлеченному школьнику была дорога только на истфак пединститута?

– На тот момент истфак считался самым престижным факультетом КГПИ,  с серьезным отбором и высоким конкурсом на место. И время нам досталось интересное! Поступали в 1989 году в одной стране, изучали историю КПСС, а выходили в жизнь в другой, зная основы политологии.

Исторический факультет сыграл в моей жизни огромную роль. Мы изучали фундаментальные науки, такие как источниковедение, историография, дающие понимание, как правильно работать с литературой и историческими источниками и документами, учились анализировать. Сильнейший факультет, хорошая историческая школа, мощные, харизматичные преподаватели – Виктор Яковлевич Филимонов, Людмила Ивановна Потапова, Наталья Александровна Богодарова…

– После  окончания института учителем довелось поработать?

– Всего полгода, а потом ушел в журналистику. Начинал корреспондентом в заводской  корпоративной газете «Автоприбор» вместе с однокурсником и другом Анри Амбарцумяном. Потом вместе с еще одним однокурсником Владимиром Красниковым работали в калужском приложении российского аналитического еженедельника «Экономика и жизнь» под началом Александра Дмитриевича Трусова. Позже стал пресс-секретарем в «Электросвязи», так назывался в 90-х Калужский оператор.

– Алексей, как думаете, почему из выпускников истфака вырастают хорошие журналисты? Казалось бы, филологический факультет более близок этой профессии…

– На истфаке мы получили не просто прочные знания, но и научились эти знания добывать, думать, анализировать большой объем информации, отсекать лишнее, смотреть вглубь. Видимо, поэтому истфак еще и кузница кадров для управленческой отрасли.

Чтобы сказкой сделать быль

– Работая какое-то время в Москве, вы отошли от занятия историей. Как потом вернулись к любимому делу?

– В газете «Калужский перекресток» о моем увлечении историей узнал редактор Константин Иванов и предложил сделать рубрику «Городские легенды». С 2014 года вышло около 45 публикаций. Они стали очень популярными – читатели звонили в редакцию, добавляли детали, писали, благодарили, приносили фотографии.

– В чем секрет такого успеха, на ваш взгляд?

– Думаю, что в удачном формате. Есть профессиональное краеведение, научные чтения и сборники статей, но эти знания не доходят до широкой публики. Необходим удобоваримый формат, чтобы было интересно читать и пенсионеру, и школьнику, и простому горожанину.

То,  что не вошло в газетные публикации, вошло в книги, став «Тайнами старой Калуги», где каждая глава – отдельный сюжет, в котором я пытаюсь отгадывать загадки. Почему именно наш город получил на гербе золотую корону? Когда же все-таки родилась Калуга, задолго ли до того хрестоматийного упоминания в письме Ольгерда? На самом ли деле существует подземная Калуга? И так далее…

Эта тема была начата в «Мистической Калуге». Сейчас довольно популярный жанр – истории домов, рассказанные самими жителями. Помимо традиционных исторических источников, я использовал воспоминания горожан с семейными фотографиями  и легендами. Этот огромный пласт до сих пор не изучен.

– Вашу первую книгу краеведы оценили неоднозначно.

– Да, были разные отзывы. Даже были те, кто называл меня выдумщиком. Хотя именно первую книгу я отдавал на рецензирование двум ученым, кандидатам исторических наук  – директору Калужского объединенного музея-заповедника Виталию Бессонову и ректору КГУ им. К. Э. Циолковского Максиму Казаку. Я убежден, что историю и нужно рассказывать как невероятный сюжет, при этом опираясь на фактологию. Жанр, который я для себя выбрал, позволяет сделать историю поэтичной, интригующей. И, как результат, все книги из трилогии «Тайны старой Калуги» нашли своего читателя – первая переиздавалась пять раз, вторая – три. В каждом последующем издании мы дополняли ее чем-то новым.

– Ваши книги хороши еще и иллюстрациями. Видимо, имел значение опыт работы в газетах и журналах, где картинка играет такую же роль, как и текст…

– Рисунки Александра Рахаева я увидел в одной из социальных сетей. Он рисует Калугу такой, какой ее уже почти не осталось, на основании старых фотографий или по другим историческим источникам предполагает, как выглядело то или иное место в городе в стародавние времена. Я предложил ему сотрудничество, и Александр Владимирович согласился. Работали мы так: я  отправлял ему уже готовую новую главу, а он иллюстрировал ее сюжетными рисунками. Они стали украшением нашего проекта и лишний раз убеждают в том, что Калугу можно сделать туристической Меккой, привлекая гостей, помимо космической тематики, нашей уникальной архитектурой и еще преданиями.

– Как появилась идея написать «истории за кадром»?

– Кинематографисты давно облюбовали Калугу. В советское время здесь сняли 44 киноленты, а если говорить про российское кино – около 90 фильмов. И действительно, после съемок многое осталось за кадром, просто никто не ставил себе задачи собрать все эти истории и записать – на основании воспоминаний самих калужан, заметок в прессе и интервью с актерами и режиссерами.

Так родились истории о том, кто и почему целовал руки Наталье Гундаревой, как лечили заболевшего Олега Янковского и почему Вячеслав Тихонов после съемок хотел забрать Белого Бима себе.

Фильм про Белого Бима, который снимался в Калуге, по словам самого Тихонова, это кино не про приключения собаки. На премьере фильма актер признавался, что  видел людей с судьбой Бима, преданных, брошенных, потерянных. Это фильм о любви, которой нам не хватает. И когда она есть в жизни – помогает справиться со всеми невзгодами. На таких фильмах нужно воспитывать молодое поколение. В этом  я согласен с режиссером Станиславом Ростоцким, который, выступая перед калужанами, сказал, что, если дети пожалеют собаку, посмотрев фильм, то он и к людям будет относиться лучше. Памятник, который журналисты поставили Белому Биму возле Дома печати, где снимался фильм, помимо киносимвола, как раз об этом – о любви.

Мой личный вдохновитель

– Проект вышел за рамки издания книг и собрал вокруг себя неравнодушных к истории города людей, прирос новыми направлениями.

– Это все благодаря моей жене Наталье. Она – мой личный идейный вдохновитель, без нее не вышло бы ни одной книги. Мысль записывать истории калужан также принадлежит ей. Кстати, первый сюжет про мистическую сталинку был записан на лавочке во дворе дома 100 на улице Ленина, когда мы гуляли с новорожденной дочкой по историческому центру.

И то, что «Тайны старой Калуги» стали бизнес-проектом, – ее заслуга. По образованию историк и маркетолог, она умело объединила обе компетенции в пользу развития нашего семейного дела. И у нее все получилось. Сделать из оригинального краеведческого проекта популярный бренд и бизнес-проект гораздо сложнее, чем написать книгу. Сегодня книги продаются, переиздаются, имеют свою аудиторию. Вышли аудиоверсии «Тайн» – для слабовидящих людей, нас часто приглашают на встречи с читателями.

– Вы также проводите экскурсии по городу…

– Экскурсии начались одновременно с выходом первой книги. Первая, в 2018 году, собрала 130 человек. К тому моменту книгу знали, и наши экскурсанты хотели соединить знания с визуальным рядом.

Сегодня у нас несколько популярных экскурсионных маршрутов, после которых наши гости уходят вдохновленные. Первый и самый любимый – это Воскресенка. Калужский бор, Березуйский овраг, появляются новые.

Из последних – экскурсия, связанная с пивоваренными традициями семьи Михаила Фишера.

Мне нравятся экскурсии, когда люди просто вдохновляются. Другой вопрос, что хотелось бы показывать город, которым можно гордиться.  Каменный мост – римский виадук посреди Центральной России – требует ремонта, да и внутри Березуйского оврага не пройти, а как хотелось бы спуститься по оврагу к Оке, набережной и показать все красоты нашего города!

– У Натальи есть и собственный проект – развивающие занятия для детей в частной краеведческой школе «Свой город».

– Цель этого проекта  простая, но очень важная – чтобы дети 7–13 лет знали о своем городе, о своих корнях, о предках. Мы убеждены, что без знания истории своего города,  без уважения к прошлому нельзя воспитать в подрастающем поколении патриотизм. А это сегодня очень важно. Хочется надеяться, что когда-нибудь курс «Калугаведение» появится в наших общеобразовательных школах.

А пока мы рассказываем маленьким слушателям о прошлом, причем Калуга в исторических процессах играет роль живого организма. Большое внимание уделяем практическим занятиям – экскурсии, встречи с интересными людьми, лекции археолога Игоря Болдина, на которых историю буквально можно потрогать руками. На ее занятия приходят семьями и потом рассказывают, что узнали для себя много нового из информации, адаптированной под детское восприятие.

–  На обложках книг «Тайны старой Калуги» ваши семейные фото, стилизованные под разные эпохи. Кто это придумал?

– Выпустить качественную и интересную книгу – дело затратное. Прежде чем вышли на самоокупаемость, мы привлекали бизнес-партнеров.

И первая художественная обложка – это визуализация, чтобы их заинтересовать.                          К нашему удивлению, задумка имела успех – семейное фото в контексте эпохи, в одежде того времени. Хотя обычно обложка исторической книги – как правило, городской вид. А здесь уникальность как она есть.

– Ваша дочь Владислава проявляет интерес к семейному делу?

– У нее пока нет любимых или нелюбимых предметов к школе, она учится отлично, занимается в музыкальной школе, помогает маме в подготовке занятий в краеведческой школе.

– Будут ли новые «Живые истории»?

– Когда вышла наша трилогия, мы поняли, что упустили интересный пласт, связанный с архитектурой особняков. Так, Наталья выпустила брошюру «Старинные двери и лестницы» – об этих артефактах уходящей Калуги. Возможно, эта тема трансформируется в новую книгу. В Калуге есть потрясающие старинные балконы, наличники, которые, увы, вскоре мы можем не увидеть. Я уверен, что наш город еще полон тайн и загадок, которые он может открыть тому, кто его любит всей душой.

Беседовала

Ольга Коновалова

Фото Антона Забродского  и из личного архива

А. Урусова