Не так давно президент Владимир Путин сказал о необходимости кардинально поменять подходы к миграционной политике. Жить и трудиться в России могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю, подчеркнул глава государства.
Он также отметил, что существующий в стране дефицит трудовых кадров нельзя покрывать исключительно за счет мигрантов.
Уверен, что эти слова президента стали холодным душем для тех, кто до сих пор говорит, что без мигрантов российская экономика не выживет, поэтому, мол, никаких барьеров для них ставить не надо. Это, мягко говоря, неправильная позиция.
О том, что миграционная политика нуждается в изменениях, говорят и эксперты. Побывавший недавно в Калуге первый заместитель председателя Ассамблеи народов России, курировавший в свое время в федеральном правительстве вопросы национальной политики, Владимир Зорин в беседе с автором этих строк сказал, что стране нужна новая миграционная политика, которая должна соответствовать современным реалиям. Необходимо создать механизмы, гарантирующие соблюдение мигрантами российского законодательства. По его мнению, регионы должны иметь право самостоятельно определять, в каких сферах мигранты нужны, а в каких нет.
Напомню, наша область стала первым регионом в стране, где еще два года назад от разговоров о миграционной проблеме перешли к ее конкретному решению. Наш регион приостановил участие в программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Это было сделано в связи с тем, что вместо высококвалифицированных русскоязычных специалистов, к нам стали приезжать выходцы из Средней Азии. Большинство этих людей не хотят интегрироваться в российское общество после получения гражданства, не владеют языком.
Понятно, что все это приводило к росту межнациональной напряженности. Кроме того, экономике региона такое огромное количество низкоквалифицированных мигрантов просто не нужно. Поэтому был сделан следующий шаг: региональные власти запретили труд мигрантов в целом ряде сфер экономики (торговля, общепит, пассажирские перевозки). Отмечу, что сегодня калужский опыт активно перенимается другими регионами. В настоящий момент подобные ограничения на труд мигрантов приняты уже в 40 регионах. Совсем недавно была поддержана еще одна калужская инициатива – об ужесточении контроля над процедурой получения мигрантами сертификатов о знании русского языка.
Предпринятые меры позволили значительно улучшить ситуацию, об этом красноречиво свидетельствуют цифры. Но, как неоднократно подчеркивал губернатор Владислав Шапша, эту работу необходимо продолжать, чтобы максимально обеспечить безопасность жителей области, а также стабильность в миграционной сфере.
Анри АМБАРЦУМЯН, главный редактор «Калужской недели»