Волонтёр, режиссёр телевидения Елена Яшина о добровольчестве и о том, как калужане помогают бойцам в зоне СВО
Хрупкую, светловолосую, всегда улыбающуюся Елену Яшину трудно представить в бронежилете и каске, смело отправляющейся на передовую, в самые опасные районы. Свою группу по сбору гуманитарной помощи она назвала «Zаботливые сердца».
Елена Александровна занимается волонтёрством практически с самого начала спецоперации. Редакция «Калужской недели» также сотрудничала с её группой, передавала питьевую воду для бойцов.
О том, с чего началось непростое добровольческое служение, и о перспективах развития волонтёрства в Калуге Елена Александровна рассказала в интервью нашему корреспонденту.
Начало пути
– Елена Александровна, расскажите, как вы решили стать волонтёром?
– На самом деле я не могу себя назвать волонтёром в полной мере.
– Как же так?
– Всё началось с того, что в 2022 году я поехала в зону СВО, сопровождая гуманитарный груз, который по моей просьбе собрали другие добровольцы для батальона, где служил мой муж. Это была короткая трёхдневная поездка в относительно безопасный район.
Я хорошо помню свои эмоции от первого посещения новых территорий: дорога, кругом множество военных, КПП, разруха, периодически попадающиеся значки заминированных участков. Но больше всего в память врезался вид Мариуполя. Мне кажется, в момент, когда мы въехали в этот город, сознание перевернулось у всех. Если до этого мы весело ехали в машине, смеялись, общались, то после увиденного стало совсем не до шуток. Меня поразил резкий контраст между нашими уютными мирными городами и тем, что было там. Уже тогда я приняла для себя решение, что в меру своих сил и возможностей буду помогать тем, кто здесь будет нуждаться в помощи: и военным, и мирным жителям. Спустя две недели после возвращения в Калугу я вновь ехала в зону СВО уже как волонтер вместе с Павлом Тереховым, возглавляющим общественный совет Бабынинского района. Мы тесно сотрудничаем до сих пор.
Волонтёрство для меня – сила, объединяющая людей, и возможность, сплотившись, делать общее дело. Говоря о своей деятельности, я могу сказать, что помогаю людям помогать другим. У меня даже статус в соцсетях так звучит: «Помогаю помогать». Именно поэтому не считаю себя однозначно волонтёром. Моя цель – чтобы через меня люди имели возможность помогать тем, кому хотят.
Главные ценности
– На данный момент вы помогаете только бойцам?
– Нет, мы стараемся помочь не только Первому Калужскому батальону, но и госпиталям, и простым жителям, и просто калужанам, которых встречаем по пути – нередко бывает, что на дороге кто-то из земляков может остановить, увидев калужские номера. Всегда очень радуются, когда видят кого-то с родины, и часто просят дать что-нибудь из того, что мы везём.
– Почему для них это важно?
– Они так рады любой привезённой мелочи не потому, что им остро не хватает чего-то, а потому что это для них кусочки дома, Калуги. Нас, приехавших из мирной жизни, бойцы воспринимают как-то по-особенному. Я всегда очень удивлялась той искренней радости, с которой они нас встречали. Видимо, им больше всего не хватает не каких-то материальных вещей или продуктов, а простого тёплого домашнего общения. Нам здесь сложно понять, какое счастье бойцы испытывают, когда мы привозим им детские письма и рисунки. У нас хорошо налажен контакт со школами и детскими садами, поэтому стараемся регулярно отправлять в зону СВО письма, даже если их совсем немного. Да, наверное, детские рисунки и посылки от родных для бойцов – высшие ценности.
– А если говорить именно про гуманитарную помощь, то в чём на данный момент больше всего нуждаются бойцы?
– Каждое подразделение по-разному. Не бывает такого, что всем поголовно нужны только носки или только тепловизоры. Все гуманитарные сборы организуются по запросам командиров. Именно командир лучше всего знает, в чём нуждаются его бойцы, составляет список всего, что нужно привезти для подразделения, и оформляет заявку. По ней волонтёры собирают груз. Также потребности бойцов зависят от того, переходят они с места на место или живут на одном и том же. Кому-то очень нужны средства от мышей, а кто-то просит строительные материалы или москитные сетки.
Заставляю себя отдыхать
– Как вы совмещаете личную жизнь и добровольческую деятельность?
– Я заставляю себя отдыхать от волонтёрства. По-другому никак. У меня же есть и основная работа, и семья, и дети, и собака. Всем нужно уделять внимание. Поэтому для себя решила волонтёрству посвящать в день два часа утром и два вечером. С утра я пишу письма, занимаюсь поиском организаций, с которыми нужно наладить сотрудничество, делаю звонки, пишу посты в соцсети. А вечером занимаюсь отчётностью, заполняю журнал. По воскресеньям заставляю себя отдыхать и не делать ничего из этого, а посвящаю время семье и дому. Постоянно находиться в волонтёрской работе просто опасно для психики, ведь истории каждого, кому помогаешь, ты пропускаешь через себя. Проживаешь их горе как своё.
– Вы сталкивались с эмоциональным выгоранием?
– К сожалению, да. Со мной это случалось дважды. В первый раз я справилась самостоятельно. Вышла тогда из всех волонтёрских чатов, закрыла для себя общение в соцсетях на неделю, старалась не получать никакой информации. Потом поняла, что меня туда тянет. Осознала, что не могу больше без добровольчества, прикипела к этому. Я уже не могу разрешить себе бросить тех ребят, кому начала помогать, совесть не позволяет. Когда выгорание случилось со мной во второй раз, и я поняла, что не справлюсь просто выходом из всех чатов, приняла решение обратиться в фонд «Защитники Отечества», где мне предоставили возможность проходить консультации с психологом. Посетив несколько сеансов и разобрав все внутренние проблемы, которые накопились за всё время, я почувствовала себя гораздо лучше и нашла силы двигаться дальше. Постоянно находиться в волонтёрской работе просто опасно для психики. Советую всем волонтёрам не доводить себя до такого состояния и вовремя учиться отдыхать. Если мы выгорим, кто тогда придёт людям на помощь?
Вместе мы – сила
– Наше калужское сообщество волонтёров невероятно сплочённое. У нас отдельный чат в соцсетях, где мы все общаемся, делимся необходимой информацией, контактами, помогаем друг другу. Например, среди добровольцев есть не только те, кто непосредственно собирает груз и возит на передовую, но и те, кто просто что-либо производит: плетёт сети, шьёт носки или бельё, плащи, сумки, делает носилки. В чате легко найти нужных людей, договориться и передать вещи от производителей транспортировщикам.
Я считаю, что волонтёрством нельзя заниматься в одиночку. Это всегда про командную работу и сплочённость. В минувшую субботу прошёл межрегиональный волонтёрский форум «Вместе мы – сила» в Людинове, где добровольческие организации из нашей области и других регионов рассказали о себе, о своей деятельности, обсудили вопросы патриотического воспитания школьников. Масштабы мероприятия поразили. Форум показал, насколько крепко наша область стоит единым тылом за своими воинами. По его окончании была принята резолюция с обращением к губернатору Калужской области. В ней заключалось предложение объединить всех волонтёров нашего региона в одну организацию. Это необходимо, чтобы избежать мошенничества, которое было нередким, особенно в начале СВО, когда недобросовестные граждане под видом волонтёров собирали средства, но не для бойцов, а в свой карман. Создание единой системы и выдача каждому члену организации удостоверения с фотографией поможет избавиться от мошенников и сделать помощь фронту более качественной и быстрой. Надеемся, что нашу инициативу поддержат и вскоре такая организация в Калужской области будет создана.
Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из архива Елены Яшиной