На пути к успеху

Подготовка к интеллектуальным соревнованиям занимает большую часть времени многих талантливых школьников

В процессе они встречают единомышленников, ищут способы углубить знания по предмету, определяются с профессией. Многие успевают параллельно готовиться и к ЕГЭ. О том, как всё успевать и достичь высоких результатов в учёбе, мы поговорили с учащимся 11-го класса калужской средней школы № 44 Михаилом Беломестновым – призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Место для искусства

–  Известное выражение – талантливый человек талантлив во всём. Ты стал призёром всероссийской олимпиады, много времени уделяешь учёбе. Расскажи, помимо успехов в освоении «гранита науки» есть ли у тебя другие увлечения, в которых ты тоже преуспел?

– Да, конечно. Я интересуюсь историей России и русским языком, а еще мне очень нравятся занятия музыкой и изучение иностранных языков. Музыкой я увлекаюсь с пяти лет. Моя мама работает преподавателем в музыкальной школе по классу аккордеона, поэтому я и мои старшие брат и сестра учились у неё игре на этом инструменте. Кроме того, в этом году окончил ещё отделение игры на флейте. Так что в общей сложности ходил в музыкальную школу двенадцать лет. Участвовал, конечно же, в различных городских конкурсах и концертах.

Я стараюсь не только исполнять музыку, но и как можно больше её слушать. Нравится в основном классическая. Из любимых композиторов могу выделить Баха, Бетховена, Мендельсона и Рахманинова.
Стараюсь по возможности посещать концерты живой музыки. В прошлом году посчастливилось попасть в Мариинский театр на балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Впечатлений море.

Главное – участие

– Тебе удалось взять призовое место в олимпиаде по русскому языку. Давно всерьёз занимаешься этим предметом?

– Любовь к родному языку у меня с самого детства. В школе заинтересовался им более углубленно. Мне нравится разбираться в разных лингвистических тонкостях, узнавать, как образовываются слова, как вообще устроен наш язык.

– Изначально ставил перед собой цель победить или для тебя важно было просто принять участие?

– Конечно, хотелось занять какое-то место. Но и просто участие в таких олимпиадах очень ценно, ведь это прекрасная возможность познакомиться с другими ребятами из разных уголков страны, которые увлекаются тем же, чем и ты.

– Расскажи, как проходили этапы олимпиады.

– Всего было четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный – всероссийский. Каждый из них имеет свой уровень сложности и проходит в разных местах. Школьный – самый лёгкий, проходит в родной школе для всех желающих. Муниципальный этап посложнее, он проходил в одной из калужских школ. Региональный этап традиционно проводился в КГУ им. Циолковского, в моём случае на филологическом факультете. А всероссийский в этом году прошёл в Ставрополе на базе Северо-Кавказского федерального университета.

– Как ты готовился? Прорешивал задания прошлых лет?

– Нет, задания я не решал. Да и вообще к олимпиаде именно по русскому языку особенно и не готовился. Упор больше делал на олимпиаду по истории, но, к сожалению, занять в ней ничего не удалось. Единственное, что в русском языке мне послужило хорошим подспорьем, – это чтение книг. Литература тесно связана с русским языком, поэтому одно дополняет другое.  Я читал не специальную научную литературу, а художественную. Преимущественно классику, к современной почему-то душа не лежит. Старался читать не только русскую, но и зарубежную. Чтение хорошо расширяет кругозор и развивает мышление, в том числе и лингвистическое. Если встречаются незнакомые слова, всегда смотрю их этимологию и семантику.

– Можешь назвать три самые любимые книги?

– Трудно выделить самые любимые. Из тех, которые я могу перечитывать по нескольку раз, назову «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова. Нравится ещё у Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Всё успеть

– Как ты считаешь, участвуя в олимпиадах,  лучше делать упор на один предмет и в нём приумножать свои знания или же, наоборот, стараться сразу охватить несколько?

– Думаю, успех зависит от того, как распределяешь свои силы. Например, в этом году я участвовал в региональном этапе по русскому, истории и французскому. У меня были шансы попасть на заключительный этап по французскому языку, но не хватило четырёх баллов. С одной стороны, жалко, но с другой – мне кажется, что участие сразу в нескольких заключительных этапах отняло бы у меня слишком много сил. В Ставрополе я общался с ребятами, которые приехали туда прямиком из Пскова, где проходило обществознание. Они говорили, что это очень нелегко. Ещё и к ЕГЭ нужно успевать готовиться. Поэтому всё-таки думаю, что более продуктивным будет сделать упор на какой-то один предмет.

– На заключительном этапе по русскому языку что показалось тебе самым сложным?

– Самым сложным заданием для меня стал перевод  древнерусского текста. В этом я не очень силён, удалось перевести лишь отдельные слова. Это был отрывок из художественного текста на философскую тему. Вообще, задания все были интересные, нетривиальные, собраны из разных разделов языка: и фонетика, и словообразование, и морфология, и семантика. Самым интересным для меня было задание по этимологии, где требовалось разгадать этимологические гнёзда. Оказывается, «лицо» и «влияние» –
это родственные слова, так же как «старый» и «станция». А на первый взгляд так и не скажешь.

– Сейчас ты сдаёшь ЕГЭ. Какие предметы выбрал и как совмещал подготовку к экзаменам и участие в олимпиадах?

– ЕГЭ по русскому я не сдаю, так как призовое место даёт при поступлении в университет некоторые привилегии. Базовую математику уже сдал, впереди  ещё экзамены по обществознанию, французскому и истории. Предметов много, так как в разные вузы требуется разный набор. Я бы хотел подать документы на исторический факультет в МГУ либо в СПБГУ. В МГУ требуются дополнительные вступительные испытания, поэтому к ним я также стараюсь готовиться. По окончании университета мечтаю стать учёным в области истории и заниматься преподавательской деятельностью.
Совмещать подготовку к экзаменам и участие в олимпиадах было непросто. Всё нужно успеть. Конечно, основной упор я делал на ЕГЭ, это в приоритете.

– Какой бы ты дал совет ребятам, которые хотят попробовать свои силы и поучаствовать в олимпиаде?

– Я посоветовал бы сильно не волноваться и быть уверенными в своих силах и знаниях. Но в то же время не переоценивать себя. Уделять много времени подготовке. Под этим я понимаю не только прорешивание каких-то заданий, но и чтение научной литературы, расширение своего кругозора, формирование метапредметных связей.

 

Беседовала

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото Антона Забродского