Страницы истории Морозовской дачи нашли отражение в новом проекте Екатерины Рожковой «Игра в Турлики»
С творчеством московской художницы многие калужане хорошо знакомы. Она – резидент фестиваля современного искусства «Циолковский Фест», автор выставки «Белая школа» в доме Щепочкина в Полотняном Заводе, которая продолжалась полгода и, без преувеличения, прогремела на всю страну.
И дольше века…
Морозовская дача – одна из главных исторических достопримечательностей Обнинска. Двухэтажный особняк в стиле модерн раскинулся на все стороны света. Обходя его вокруг, любуешься балконами и верандами, лестницами с балюстрадами и вазонами. Раньше в центре возвышалась башня-обсерватория, а окружал усадьбу великолепный парк, который со временем одичал, но не утратил своего очарования.
Стены этого дома помнят Валентина Серова и Исаака Левитана, Андрея Белого и Валерия Брюсова, философа Евгения Трубецкого, Георгия Жукова и Игоря Курчатова.
Изначально усадьба называлась Турлики. Ее построили в 1901 году для Виктора Петровича Обнинского, общественного деятеля и публициста. Через несколько лет дом приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова промышленника и коллекционера Михаила Абрамовича Морозова, – известная меценатка, хозяйка столичного литературно-художественного салона и основательница Московского религиозно-философского общества.
Маргарита Морозова была настоящей звездой Серебряного века, дружила со многими выдающимися художниками, поэтами, музыкантами, философами. Ей посвящал стихи влюбленный Андрей Белый. Семейные портреты Морозовых писал Валентин Серов, маленький Мика Морозов на знаменитом полотне художника – сын Маргариты Кирилловны. Причудливо сплелись в ее судьбе богатство и нищета, драматическая любовная история. Долгая, насыщенная событиями жизнь достойна не краткого очерка, а романа.
После революции в особняке находилась детская школа-колония Станислава Шацкого «Бодрая жизнь». В 1942-м и 1943 годах здесь располагался штаб Западного фронта Красной армии, а в 1950-е – гостиница и профилакторий секретной лаборатории «В», будущего Физико-энергетического института.
Сегодня Морозовская дача находится в ведении Музея истории города Обнинска и ожидает реконструкции.
Особый дар
У Екатерины Рожковой особый дар – отогревать дыханием своего таланта старинные усадьбы, взаимодействовать с пространством, наполнять его образами и смыслами, выстраивать тончайшие ассоциации. Так было с «Белой школой» в доме Щепочкина, так, и при этом совершенно по-другому, получилось и с «Игрой в Турлики». Художница говорит, что после таких проектов уже неинтересно выставляться в «белых кубиках» галерей.
Усадьбы совершенно разноплановые. В доме Щепочкина – свет, простор, легкость, анфилада комнат. В усадьбе Морозовой – полумрак, подступающие к зданию деревья, движение по кругу.
– Впервые побывав здесь, я увидела, что это пространство очень сложное, – рассказывает Екатерина. – Получив приглашение сделать в усадьбе свой проект, я стала думать, как решить его концептуально, связать с архитектурой дома, с его историей. Иллюстрировать жизнь людей, связанных с этим местом, на мой взгляд, практически бессмысленно. Но возможны какие-то аллюзии, фантазии на тему того, что могло здесь происходить, приглашение к игре.
Звонкое слово «Турлики» в переводе с польского значит «колокольчики». Название выставки вызывает ассоциации с игрой в бисер и игрой в классики, освобождает от ненужного пафоса, пробуждает в зрителе внутреннего ребенка, для которого игра и есть жизнь.
История о времени
Отправной точкой стала ванная комната. Не так много музеев и усадеб, где можно заглянуть не в парадные покои, а в бытовые помещения. Метлахская плитка на полу, ванна со ступеньками, окно – во все времена обитатели этого дома смотрели в него и видели примерно один и тот же пейзаж, который сейчас видим мы, думали о совершенно разных, важных для себя предметах. Это личная, человеческая история.
Художница создала и разместила в комнатах стаффажи из листового железа – именно этот материал, по ее ощущением, больше всего подходит к атмосфере дома. В голубой гостиной расположилась серия работ, посвященных Пекинской опере. В детстве Екатерина несколько лет жила в Китае, и феерические представления, яркие краски, маски, звуки, танцы оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Подсветка арт-объектов усиливает эффект театральности.
– Возможно, я даже уверена в этом, что при Маргарите Кирилловне здесь происходили дивные, талантливые театрализованные действа. Без «живых картин» и постановок не обходился тогда ни один праздник.
В спальне «выросло» целое поле маков, они покачиваются, убаюкивают, навевают сны. Здесь можно послушать историю от лица хозяйки дома о красном платье и приснившихся маках. Аудиотреки дополняют визуальные образы и в других комнатах.
Когда-то этот дом населяли воспитанники школы-колонии «Бодрая жизнь». В комнате с камином Екатерина Рожкова сделала детский ретроуголок: силуэты летних платьиц, бадминтонные ракетки, самолетики. На стене – панно из почтовых конвертов советского времени. Письма были тогда единственным общедоступным средством общения на расстоянии.
С ними можно играть: открывать и рассматривать рисунки. Над камином – слон, который тоже «собран» из конвертов. Когда они открыты, получается 3D-эффект и иллюзия движения.
– «Слон» – мой любимый рассказ Куприна. Когда-то мне его читали родители, а потом и я – своим детям. Помните, там тяжело болела девочка и папа привел в дом слона, чтобы от яркого и сильного впечатления она поправилась. Это история про то, что родители могут все. И даже когда мы взрослеем и разумом понимаем, что это не так, то храним эту веру где-то в подсознании, и она придает нам сил.
Обойдя все комнаты, возвращаемся к первому стаффажу в виде волана. Как и другие объекты, художница создала его из железного листа, и это история о времени, которое превращает живое в камень, а легкое делает тяжелым и жестким.
Экскурсии на Морозовскую дачу бывают по субботам. «Поиграть в Турлики» можно до конца июня.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора и Юлии Дударевой
Екатерина, прекрасная статья! Полный восторг 🤩 выражаю Вам за каждое написанное здесь слово 🙌