Опытный педагог – о самом главном и самом тяжелом в профессии
Ольга Ивановна Дмитриева, учитель начальных классов гимназии № 19, 45 лет из своих 65 отдала этой школе. Впрочем, с таким определением она не согласна. Скорее, так: 45 лет была счастлива приносить пользу своим трудом.
«Обязуюсь вернуть учителя в начальную школу»
Прощание с выпускниками для учителя всегда очень волнительно и трогательно – к ним привыкаешь, вживаешься в эту общую жизнь, воспринимаешь как родных детей, и оторвать их от себя каждый раз бывает очень трудно.
Какой у Ольги Ивановны этот, последний, выпуск по счету – за 45 лет педагогической деятельности она не считала. Да и не важны здесь количественные показатели.
Из начальной школы она одно время ушла в учителя физкультуры. По семейным обстоятельствам. Учитель начальной школы находится в школе от и до: надо и с родителями пообщаться, и кучу тетрадей проверить, и серьезно готовиться к урокам каждый день. Предполагалось, что перейдет всего на 3–4 года, а оказалось надолго.
Очень обрадовался этому обстоятельству тогдашний директор школы Александр Владимирович Рахаев – физкультурников в школе был жуткий дефицит. Он даже написал полушутливую расписку: «Ольга Ивановна, учитель начальных классов, вышла временно на должность учителя физической культуры. Как только появится возможность, я обязуюсь вернуть учителя в начальную школу».
В ее бытность учителем физкультуры школа в течение многих лет входила в пятерку сильнейших по спортивной работе. Она вела уроки, кружки, была тренером по настольному теннису и волейболу.
И даже старшего сына так увлекла спортом, что под руководством тренера Нины Сергеевны Барановой он стал единственным в регионе мастером спорта по настольному теннису.
А после рождения третьего сына Ольга Ивановна вернулась в начальную школу – в «свою стихию», как она говорит.
Выпускники начальной школы. 2024 год.
Выдержать первую четверть
– Впервые я оказалась в 19-й школе на педагогической практике студенткой. Мне здесь сразу понравилось – надо мной шефствовали две учительницы, которые вызывали во мне восторг. Они настолько интересно и четко вели уроки, что оставалось только аплодировать стоя.
Поэтому, когда ко мне подошел завуч Николай Иванович Слепов и предложил на последнем курсе института подрабатывать в школе, я, не раздумывая, согласилась.
Хотя, признаться, были планы учиться дальше, в Москве. Да и в институте меня в этом поддерживали: мол, надо учиться дальше. Но после той практики мне так захотелось в школу, что ни о какой столице я больше не думала.
Это было в октябре 1979-го, а уже в сентябре следующего года ей дали самостоятельный первый класс… из 42 человек.
Даже опытному учителю работать с таким количеством детей сложно, а тут молодой педагог, без опыта. Но Ольгу Ивановну это ничуть не смутило. Вот как она вспоминает то время:
– Студенткой я постоянно подрабатывала – то на стройке штукатуром, то пекарем на хлебокомбинате. Помню, что возвращалась с работы в четыре часа, веселая, полная сил и планов на вечер. Но первую неделю в первом классе я помню до сих пор очень хорошо – после четырех уроков я выходила совершенно опустошенной и настолько уставшей, что еле доходила до дома. Все время думала: только бы выдержать первую четверть…
Молодой педагог остро ощущала недостаток практических навыков, которых не давали в институте. Она успешно обучалась психологии, философии, истории педагогики и другим дисциплинам, но сказывался разрыв между теорией и практикой. Сбежать из школы Ольге Ивановне за 45 лет ни разу не хотелось.
– Отпуска всегда ждала, но в конце его всегда хотелось вернуться к детям. А сменить профессию никогда не думала.
Здесь я ощущаю себя полезной, нужной, здесь у меня получается. Это работа, которая затягивает. В самом деле можно развивать свое творческое начало, фантазировать – огромные возможности в этом смысле.
«Я верю в тебя»
Вместе с Ольгой на работу в 19-ю тогда пришли семь новоиспеченных педагогов.
– Была какая-то удивительная атмосфера, пронизанная духом Ивана Павловича Ярокурцева, учителя и директора, которого помнили здесь. Это ощущение его присутствия, казалось, висело в воздухе. Он не обидел ни словом, ни делом ни одного человека, уважительно относился к детям. Добрый, умный, чуткий. Его боготворили. Николай Андреевич Никитин пришел на его место – неутомимый хозяйственник, полный творческой энергии. Помню, как он мне дал пустой кабинет и сказал: «Оборудуй его так, чтобы зайти приятно было». И мы с родителями взялись за дело. Кстати, витражи, которые они рисовали, живы до сих пор. Он был снисходителен к временным недостаткам, но всегда давал возможность поверить в себя, чтобы двигаться вперед.
Ольга Ивановна благодарна судьбе, которая свела ее с замечательными педагогами.
– Прежде всего, это моя первая учительница из школы № 8 Полина Васильевна Козлова, эталон в профессии, настолько она отдавалась работе. У меня до сих пор хранятся конспекты Надежды Яковлевны Четвериковой, заслуженного учителя, которая учила моих сыновей. В тетради, заполненной аккуратнейшим образом, спланированы уроки вплоть до минуты. Профессионал, она четко понимала, что дать на уроке и как дать. Даже когда она шла по улице, сразу было понятно, что идет учитель. Всегда аккуратная прическа, скромно, но со вкусом одета, подтянута, добросердечна и отзывчива на грани самоотдачи. Никогда не слышала, чтобы она повысила голос на ребенка – такое самообладание.
Молодые педагоги, конечно боялись, когда их уроки посещали завучи, проверяли конспекты, разбирали уроки и слушали самоанализ. Но теперь, уже с позиции десятилетий собственного педагогического опыта, Ольга Ивановна понимает, насколько правильно была выстроена эта работа.
– Я с благодарностью вспоминаю завучей нашей школы Галину Николаевну Иванову и Тамару Владимировну Андропову. Разбор полетов начинался так: «Это у вас хорошо, это еще лучше, здесь – молодец». И только потом: «А вот тут недоработали». И ты уже в эйфории, что у тебя получается, и критику воспринимаешь по-другому. Настолько они были мудрыми и тактичными.
Дети есть дети
Педагог признается, что дети у нее (имеются в виду ее выпускники) все хорошие, хотя год от года классы очень разношерстные – и по характеру, и по уровню подготовки, и по степени доверия родителей учителю.
– Раньше родители безоговорочно верили педагогу. Сегодня все чаще школа сталкивается с ситуацией, когда родители думают, что лучше знают, как и что делать учителю, и не стесняются это озвучивать. В результате родитель дома говорит одно, учитель в школе – другое. И эта притирка, которая не на пользу ребенку, идет весь первый школьный год. Только потом, когда родители видят результаты своих детей, понимают, что учитель был прав в своей тактике и своих требованиях.
У Ольги Ивановны сыновья – погодки. В свое время она отдала их в один класс, когда одному было 6,5, а второму почти 8. И все время, пока они учились, учителя говорили – дети как будто из разных семей. Старший учится хорошо, у него была цель, младший же ходил в школу пообщаться, для него учеба была сродни игре.
– Это была моя ошибка – отдать ребенка в школу раньше, чем он был готов, хотя умел читать и писать. Но это очень распространенное заблуждение – чем раньше отдашь в школу, тем лучше. Не всегда.
По мнению педагога, современные дети в начальной школе отличаются от тех, что учились, скажем, 20–30 лет назад.
– Родители больше заняты, меньше общаются с детьми, у последних, в свою очередь, меньше развита речь, они не могут сформулировать свои мысли, им трудно сосредоточиться. Внимание держится лишь минут 10. Проблемы с получением информации в результате сформированного клипового мышления. Много рассеянных детей, они не знают значения элементарных слов.
Со старшими сыновьями на получении аттестата зрелости.
Итог жизни с 1-го по 4-й класс
В конце 4-го класса выпускники Ольги Дмитриевой поговорили на тему «Учителя и родители – люди, в руках которых растет душа», а затем написали сочинение по плану, который дала учитель:
«Вспомни, каким ты пришел в 1-й класс; как изменился за это время; кто тебе помог стать другим; за какие качества ты можешь себя уважать; чего ты ждешь от средней школы и как хочешь себя проявить».
Задание тяжеловато, но написали все. И в этих строках было много теплых слов в адрес родителей, братьев и сестер, друзей, бабушек, учителей.
– Это очень важно – уметь быть благодарным за то, что тебе дает жизнь. Мы учим первые четыре года разным наукам, но самое главное – это уроки человечности. И если мы воспитаем ее в маленьких людях, весь наш труд не пройдет даром, – уверена педагог. – Начальная школа должна быть в большей степени работой по формированию нравственных качеств. Добро должно оставаться в душе детей.
И, безусловно, этот результат зависит от самого педагога, который уважает личность ребенка, ведет его за собой и понимает всю ответственность.
– Школа сама отбирает тех, кто в ней останется… И им важно, чтобы рядом оказался человек, который помог бы поверить в себя. К счастью, есть другие, целеустремленные, хваткие, открытые, они горят работой и умеют ладить с детьми. Их боготворят. 19-я школа всегда гордилась своими замечательными педагогами. И сегодня, к счастью, такие педагоги есть.
Во время нашего долгого разговора Ольга Ивановна показывала мне фото разных лет своей школьной жизни – свою первую учительницу, первый собственный выпуск и еще много-много других. И все равно возвращалась к своим теперь уже пятиклашкам.
– Дети очень разносторонние, талантливые, уже сейчас видно, что у них есть потенциал. Эта девочка занимается большим теннисом, а та, что рядом с ней на фото, точно будет профессором. А он точно свяжет свою жизнь с футболом. Эта «говорушка» любит порассуждать и всегда пишет интересные сочинения. Этот всерьез интересуется биологией, хотя и греблей занимается с увлечением. Лера хорошо танцует и сама уже ставит хореографические номера. Ярослава серьезно занимается фигурным катанием. Полина мечтает быть мэром или артисткой – пока выбирает. Но уже сказала своей подруге: «Если стану мэром, дам тебе самое лучшее здание, и ты откроешь там школу танцев».
Напоследок будущие пятиклашки ей сказали: «Ольга Ивановна, приходите к нам, мы будем скучать». И это для учителя выше всяких наград.
Ольга КОНОВАЛОВА
Фото из личного архива Ольги Дмитриевой